Русская философия (Фролов, 1991)

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Становление Р. ф. относится к периоду расцвета Киевской Руси. Стимулирующее воздействие на ее формирование и развитие после крещения Руси (10 в.) имела духовная, в т. ч. философская, культура античности и Византии («Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского и др.), что нашло отражение в ряде литературных памятников русской мысли (сб. «Пчела», «Диоптра», «Изборники» Святослава и др.; 10—13 вв.). Первым древнерусским философом был киевский митрополит Иларион, давший осмысление общественной жизни конца 10—начала 11 в., поставивший вопрос о месте рус. народа в мировой истории, обосновывавший общечеловеческую значимость духовных ценностей христианства («Слово о законе и благодати»), Р. ф., начиная с ее ранних этапов, отличалась большим интересом к социально-нравственной проблематике, практической этике («Поучение Владимира Мономаха», «Послания» Климента Смолятича и Никифора (12 в.) и др.). Идеи философско-исторического характера содержались в летописях. «Повесть временных лет» (11 —12 вв.) трактовала о происхождении государства на Руси, о ее месте среди других стран мира. Процессы возвышения Москвы, борьбы против нашествия Орды нашли отражение в «Задонщине» (14 в.), в «Сказании о князьях Владимирских» (15 в.) и других сочинениях. Господство церкви не исключало идеологических противоречий, споров (напр., между «иосифлянами» и «нестяжателями»— 15 в.), появления течений, противостоявших церковной ортодоксии и феодальному гнету,— т. наз. ересей. Радикальные ереси содержали элементы рационализма (выступления М. Башкина, Ф. Косого— 16 в.), соединялись с оппозиционными народными движениями, выражали тенденции реформационно-гуманистического типа. Повышение внимания к человеку, критика пороков феодального общества нашли отражение в творчестве Максима Грека (16 в.). Острая социально-классовая борьба в религиозном облачении проявилась в столкновении никониан и старообрядцев — сторонников и противников церковной реформы (17 в.).

Памятником этой борьбы стало «Житие», написанное Аввакумом, одним из столпов «старой» веры. Подъем Р. ф. на новый уровень был связан с открытием высших учебных заведений: Киево- Могилянской (1631) и Славяно-греко- латинской (1687) академий, где читались философские курсы. Со второй половины 18 в. в  Р. ф. утверждается Просвещение (Козельский. Десницкий, Батурин и др.). Будучи близким западноевропейскому, оно характеризовалось рядом специфических черт, прежде всего сосуществованием не только просветительских, но и более ранних, возрожденческих и реформационных идей (Прокопович). Влиятельным духовно-общественным движением 18— начала 19 в. было русское масонство, проявлявшееся в различных формах, примыкавших к Просвещению (Новиков), межконфессиональному христианству (С. В. Лабзин), а также разного рода мистическим религиозно-этическим исканиям. Эпоха Просвещения положила начало той линии Р. ф., которая была связана с достижениями науки, опытом Французской и Американской революций, поиском путей к свободе человека. Заслуга в становлении этой линии принадлежит Ломоносову, который стал основателем материалистической традиции в Р. ф., и Радищеву, который впервые в русской мысли в систематической форме изложил проблему человека, положил начало философскому обоснованию в ней революционной традиции, проявившейся во взглядах декабристов и революционных демократов (Белинский, Герцен. Чернышевский и др.). В 20—40-х гг. 19 в. в России возникают философские кружки, служившие не только для интеллектуального общения, но и для апробации различных социальных проектов: кружок «любомудров» (Д. В. Веневитинов, Киреевский, В. Ф. Одоевский, С. П. Шевырев и др.), кружки Станкевича, Петрашевского и др. В 30-е гг. в связи с кризисом механистического, метафизического материализма в Р. ф. происходит переориентация в сторону идеалистической диалектики; большую известность приобрели идеи нем. классической философии, особенно Шеллинга, оказавшего влияние на натурфилософские построения русских мыслителей (Велланский, М. Г. Павлов), на переход на позиции идеализма и религии Чаадаева. Особенности социального развития ставят в центр внимания Р. ф. осмысление национальных задач, перспектив будущего России (западники и славянофилы). Соединение философских идей Гегеля с теориями западноевропейского социализма на русской почве положило начало социалистической традиции в России (Белинский, Герцен, Огарев). Обогащенная идеями гегелевской диалектики, Фейербаха, утопического социализма, Р. ф. в 60-е гг. формирует прогрессивное направление, ядром которого явилась философская школа Чернышевского (Добролюбов, Писарев, Щелгунов и др.). Творчески переосмысливая традицию русского Просвещения, оно вносит новые черты в материалистический антропологизм. Просветительская тенденция в 70—90-е гг. находит продолжение в философии народничества, оказавшей большое воздействие на русскую культуру и освободительное движение (Лавров, Бакунин, Ткачев, Михайловский, Мечников и др.). При всей утопичности и противоречивости народнических теорий классики марксистской мысли видели в них воплощение демократической альтернативы русскому самодержавию и деспотизму. Своеобразие Р. ф. проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих русских писателей (Достоевского, Толстого и др.). Эта линия Р. ф. включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность, соотношение между научным, социальным и нравственным прогрессом. Крупнейшим представителем русской идеалистической философии конца 19 в. является Соловьев, создатель философии всеединства, оказавшей значительное влияние на последующую русскую идеалистическую и религиозно-философскую мысль, особенно на софиологию С. Н. и Е. Н. Трубецких и богоискательство (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). Получили распространение такие философские направления, как феноменология (Г. Г. Шпет), персонализм (А. А. Козлов, Л. М. Лопатин), интуитивизм (Лосский), причем некоторые из них предвосхитили аналогичные построения на Западе (например, религиозный экзистенциализм Бердяева и Шестова). Серьезные достижения были в исследовании философских проблем общественных и естественных наук: в области философии права — Чичерин, П. И. Новгородцев, в психологии — Сеченов, Введенский, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, в истории и социологии — С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Ковалевский, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин. Самобытностью отмечено направление т. наз. «рус. космизма» (Федоров, Циолковский, Флоренский, Вернадский, А. Л. Чижевский и др.). После Октября многие русские мыслители-идеалисты выехали или были высланы из СССР и продолжали теоретическую деятельность в эмиграции (Бердяев, Ильин, Лосский, Федотов и др.). Специфическую особенность Р. ф. составляет широкая историческая география ее идейных контактов, охватывавшая как Запад, так и Восток. В ее развитие внесли вклад представители различных народов России и близких ей стран — грек М. Триволис (Максим Грек, 16 в.), хорват Ю. Крижанич (17 в.), украинцы Сковорода, Прокопович, молдаванин Кантемир (18 в.), армянин Налбандян, азербайджанец Ахундов, грузин И. Чавчавадзе, казах Ч. Валиханов (19 в.) и др. В последние годы интерес к Р. ф. значительно возрос как в нашей стране, так и за рубежом. Глубокое осмысление отечественного философского наследия — важный фактор формирования исторической памяти, высокой нравственной культуры, понимания определяющего значения гуманистических ценностей в современном мире. 

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 393-395.