Цистерцианцы

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ, католический монашеский орден, названный по имени первого монастыря в Сито (лат. Cistercium) близ Дижона (Франция). Орден был учрежден в 1098 св. Робертом Молесмским с целью следования монашескому правилу св. Бенедикта в более строгой интерпретации. Цистерцианцев называли также «белыми монахами», потому что они носили белое облачение под черным наплечником. Автором конституции ордена, Хартии милосердия (Carta caritatis), по традиции считается третий аббат Цистерцианского монастыря св. Стефан Хардинг (ум. 1134). Согласно этому уставу, высшая власть в ордене принадлежит ежегодно собирающемуся генеральному капитулу аббатов, хотя отдельные монастыри пользуются самой широкой автономией; кроме того, он предусматривает ежегодную инспекцию всех монастырей. Аббатство Сито и четыре первых выделившихся из него аббатства (Ла Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримон) со временем стали пользоваться главными прерогативами в администрации ордена, и в конце 16 в. за аббатом Сито был закреплен титул верховного аббата (аббата-генерала).

Основатель и первый аббат монастыря в Клерво, св. Бернар Клервоский (1090–1153), способствовал быстрому распространению ордена по всей средневековой Европе и росту его популярности. Будучи красноречивым проповедником, он также выступил организатором 2-го Крестового похода (1147). После смерти св. Бернара в орден входило ок. 350 аббатств, а к концу Средних веков по всем католическим странам их было уже ок. 700.

Хотя цистерцианцы ведут преимущественно созерцательную жизнь, они принимали участие и в миссионерской деятельности, особенно в Южной Франции (среди еретиков-альбигойцев) и в Восточной Европе. На протяжении всего Средневековья цистерцианцы очень много сделали для развития и распространения готической архитектуры. Кроме того, они применяли передовые сельскохозяйственные технологии, поднимая целинные земли и используя для осуществления этих проектов сотни братьев-мирян.

Ренессансные веяния ослабили дисциплину во многих аббатствах, поскольку система пожалований аббатств, т.е. практика, при которой светское духовенство и миряне пользовались доходами с монастырских земель, привела к установлению светского контроля над большинством монастырей во Франции и Италии. Следствием Реформации явилось упразднение цистерцианских монастырей в Англии, Шотландии и скандинавских странах и значительное сокращение их числа в Германии. Различные реформистские течения раскололи орден и привели к образованию более или менее независимых конгрегаций. Самая известная из них - цистерцианцы строгого устава, впоследствии названные траппистами, – возникла во Франции в 17 в. и стала самостоятельным орденом в 1892. Французская революция и последовавшая за ней секуляризация привела цистерцианцев на грань исчезновения. Трапписты придерживаются строго созерцательного образа жизни, однако многие общины нереформированного обычного соблюдения устава занимаются педагогической и пастырской деятельностью. Цистерцианцам обычного соблюдения устава принадлежит 78 аббатств, где живет около 1350 монахов. Руководство ордена находится в Риме. См. также трапписты.

Цистерцианки. Женская ветвь цистерцианского ордена возникла в 12 веке, однако без содействия со стороны аббатов Сито. К концу Средневековья ей принадлежало около 1000 аббатств. Цистерцианки внесли значительный вклад в развитие христианской мистики; в частности, Хельфтская школа в Саксонии, к которой принадлежали св. Гертруда Великая (ум. 1302), Мехтильда Магдебургская (ум. 1285) и Мехтильда Хакеборнская (ум. 1298), положила начало распространению почитания Святого Сердца Иисусова. Со временем многие аббатства цистерцианок вошли в подчинение аббатству Сито, однако большая их часть по-прежнему осталась в епархиальном подчинении. Эпоху секуляризации они преодолели более благополучно, чем мужские аббатства, поэтому и сейчас сестры-цистерцианки превосходят численностью братьев ордена. В настоящее время их ок. 2300 (самая большая группа – в Испании).

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Литература:

Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995.

Понятие: