Власть (Акмалова, 2011)

ВЛАСТЬ. Волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества, другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власти всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при социальном неравенстве она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом.

Власть, будучи волевым отношением, способна заставить человека поступать определенным образом, вопреки его воле. Власть естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включения в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное “наложение” воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т. п. Тем самым присущая человеку потребность В. вовлекается в орбиту различных форм общественной власти.

Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность и проч. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Понятие:

Яндекс.Метрика