Масеуальтин

Науатльское слово «масеуаль» в общем-то означает «простолюдин, общинник». В категорию масеуальтин входили торговцы, ремесленники, земледельцы и прочие свободные граждане незнатного происхождения. У ацтеков простолюдины являлись становым хребтом общества; они обрабатывали поля, продавали и покупали товары, собирали подати и платили из них налоги тлатоани. Затем эти налоги возвращались общине, которая направляла их для проведения мероприятий и содержание служб.

Масеуалътин должны были обслуживать и работать на знать. Они трудились на полях знати и во дворцах, а, когда их призывали, шли на войну. Все масеуальтин принадлежали к какому-нибудь кальпулли и владели землёй, переходившей после их смерти по наследству их потомкам.

Дети масеуальтин, так же как и дети пилли, ходили в школу, но не в кальмекак, а в тельпочкалли (дом молодых людей). Если ребёнок был исключительно одарён, ему разрешали посещать кальмекак. В тельпочкалли мальчиков обучали воинскому искусству, а девочек — ведению домашнего хозяйства. Кроме того, они изучали основы истории своих предков и религии.

Внутри данной группы существовала своя иерархия, ибо почтека (торговцы) и квалифицированные ремесленники по сравнению с земледельцами занимали более высокое положение. Тем не менее эти группы могли благодаря торговле приобрести огромное богатство, однако их не считали знатными людьми, поскольку в них, как правило, не текла королевская кровь.

Ещё более низкое по сравнению с простолюдинами положение в обществе занимали майеке (безземельные крестьяне), а потом тлакотин (рабы). Майеке, категория масеуальтин, не являлись членами кальпулли, поскольку были привязаны к земле знатных лиц, которую они, хотя и были свободными людьми, обрабатывали. Тлакотин тоже были привязаны к земле своего господина, но уже на других основаниях. Рабами становились в наказание за совершённое преступление, обычно воровство, азартные игроки, не сумевшие заплатить долг, и военнопленные. Кроме того, во время голода или тяжких испытаний люди продавали своих детей в рабство, но рабы могли, если их положение улучшалось, выкупиться на волю. Поэтому они считались собственностью хозяина лишь до тех пор, пока не выплачен долг. Господин был обязан кормить и одевать раба, а раб — трудиться без оплаты. Рабы могли вступать в брак по собственному усмотрению, а их дети получали свободу. (Более подробно институт рабства описан в главе 13.)

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 110-111.

Понятие: