Реализм (Фролов, 1991)
РЕАЛИЗМ (лат. realis — действительный, вещественный) — художественный метод, наиболее полно воплощающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для Реализма характерно правдивое отображение человеческой личности в ее многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством - индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Реализм предполагает «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 37. С. 35). Элементы и тенденции Реализма проявлялись уже на ранних этапах истории искусства. Но как особый художественный метод Реализм складывается в эпоху Возрождения (М. Сервантес, У. Шекспир, Ф. Рабле и др.), продолжает свое дальнейшее развитие в эпоху Просвещения (Д. Свифт, Лессинг, Вольтер, П. Бомарше и др.), а наиболее законченное выражение приобретает в середине 19 в. в искусстве критического Реализма. Основной пафос произведений критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Толстой, Шевченко, И. Е. Репин и др.), направленный на разоблачение пороков феодального и буржуазного общества, сыграл большую роль в развитии идей социального и духовного раскрепощения человека, в утверждении демократических общественных идеалов в сознании людей. Линия критического Реализма продолжается и в современную эпоху в творчестве много представителей искусства, противостоящего формалистическому и натуралистическому искусству.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 385.