Календарь из Колиньи
Кельтский солнечный и лунный ритуальный календарь.
(Календарь Колиньи). Деталь. I век до н.э.
Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший более красноречив. Он явно воспроизводит какой-то отрывок из Посидония Апамейского и вот что сообщает: «И месяц, и год, и век, длящийся тридцать лет, начинается у них с шестого дня новой луны. Этот день выбирается по той причине, что луна уже вошла в полную силу, но еще не достигла четверти. На их языке она именуется "всеисцеляющей"».
«Календарь из Колиньи». Месяцы Самон и Думанн второго года
М SAMON МАТ |
M DVMAN ANM |
||||
0 I |
N |
DVMANIVOS |
0 I |
SAMON |
PRIOVDIXIVOS |
0II III M |
D |
IVOS |
0 II |
N |
IVOS |
0 III III |
D |
DUM IVOI |
0 III |
D |
IVOS |
0 IIII M |
D |
|
0 IIII |
D |
IVOS |
0 V |
D |
AMB |
[0] V |
[P] RINNI LAGET |
|
0 VI M |
D |
|
[0V]I |
[] |
|
0 VII |
PRIN LOVDIN |
[0 VII] |
N |
INISR |
|
0 VIII |
D |
DUMA |
[0] VIII III M |
D |
SAMONI |
0 VIIII III M |
D |
|
[0] VIIII |
D |
|
0 X M |
D |
|
0 X |
D |
|
0 XI |
D |
AMD |
0 XI |
N |
INIS R |
0 XII M |
D |
|
0 XII |
D |
|
0 XIII III M |
D |
|
0 XIII |
D |
|
0XIIII III M |
D |
|
0 XIIII |
D |
|
0 XVIII M |
D |
|
0 XV |
D |
|
ATENOVX |
ATENOVX |
||||
0 I |
D |
DUMAN |
0 I M |
D |
SAMONI |
0 II III |
D |
TRINVXSAMO |
0 II M |
D |
SAMONI |
0 III |
D |
AMB |
0 III III |
D |
AMB |
0 IIII III M |
D |
|
0 IIII III |
D |
|
0 V III |
D |
AMB |
0 V |
D |
AMB |
0 VI III M |
D |
|
0 VI III M |
D |
|
0 VII |
D |
AMD |
0 VII |
D |
AMB |
0 VIII |
N |
INIS R |
0 VIII III |
D |
|
0 VIIII |
N |
INIS R |
0 VIIII |
N |
INIS R |
0 XIII M |
D |
|
0 XIII |
D |
|
0 XI III |
D |
AM BIVOS |
0 XI |
D |
AMB |
О ХII III M |
D |
IVOS |
0 XII |
N |
INIS R |
0 XIII AMB |
D |
IVOS |
0 XIII |
D |
AMB |
0 XIIII M |
D |
IVOS |
0 XIIII |
NSDS |
|
0 XV |
D |
AMBIVOS |
DIVERTOMV |
||
|
|
|
|
|
|
Эти сведения косвенно подтверждаются и дополняются открытием при раскопках двух галльских календарей. Они сделаны в форме надписей, нанесенных на бронзовые пластины в галло- римскую эпоху. Наиболее полный календарь найден в Колиньи (Эн), второй — фрагментарный — в Вильяр-д'Эриа (Жюра). Хотя и принадлежащие поздней эпохе, эти пластины воспроизводят древний календарь, помещенный в храме. Отверстия, расположенные напротив дней каждого месяца, позволяли вставлять колышек, каждые сутки перемещаемый. Составленный на галльском языке с римскими литерами, «Календарь из Колиньи» стал предметом многих научных исследований, которые, хотя и не полностью открыли тайну всех слов и определений, позволили понять принцип его действия.
Речь идет о передвижном календаре, составленном на пять лет. Пятилетний период, вероятно, является у галлов фундаментальной единицей измерения времени. Лишь в один день внутри пятилетнего срока казнят приговоренных к смерти. Век равнялся пяти годам, взятым шесть раз — то есть, тридцати годам. Так как целью календаря среди прочих является пригонка лунного и солнечного циклов (нужно прибавить два лунных месяца), то вносятся необходимые коррекции — один месяц прибавляется в конце срока в два с половиной года и еще один — в конце пятилетнего срока.
Лунный месяц (29—30 суток) составлен из двух половин по пятнадцать суток. На пластинах из Колиньи эти пятнадцатидневные периоды каждый раз разделяются словом ATENOVX, которое, вероятно, означает «полное обращение, обновление». Месяцы по 29 дней считаются несчастливыми и помечаются как anmatu (несчастливые, или неполные). Месяцы по 30 дней являются счастливыми и именуются matu (счастливые). Чередование таких месяцев носит иррегулярный характер. Впрочем, чтобы не думали, будто весь месяц может быть счастливым или злосчастным, к некоторым дням даются пояснения. Месяц (mid по-галльски) обозначается буквой М, предшествующей названию каждого месяца. Первым является samon(i)os, который, видимо, соответствует ноябрю и должен был бы открывать год.
Год, таким образом, делится на два семестра. Первый — от samonios до cutios (с ноября до конца апреля) — соответствует зимнему периоду; второй — от giamonios до cantlos (с мая по октябрь) — периоду летнему. Так как лунный год равен 355 суткам, то недостача по отношению к солнечному году восполняется вставкой двух дополнительных месяцев за пять лет. Первый помещают в начале перед месяцем samonios и называют его MID. Второй помещают по прошествии двух с половиной лет между месяцами cutios и giamonios. Он называется ciallos и насчитывает 30 дней.
Подавляющее большинство людей измеряет время очень просто — эмпирически, наблюдая за движением солнца, как то делают все крестьяне. Любая активность начинается с восходом солнца. Почти полное отсутствие искусственных источников освещения заставляет ее прекращать достаточно рано. Астрономы, составляющие календарь, имеют математическое понятие о средней продолжительности суток, называемых галлами словом lation (ныне полагаемую нами равной 24 часам), но вряд ли понятие часа в собственном смысле слова появляется до римского завоевания. Две половины дня (светлой части суток), разделяемых полднем, имеют крайне разную продолжительность — в зависимости от сезона, и они не поддаются делению на фиксированные части. Вероятнее всего, галлы довольствуются, как они любят это делать в отношении любых временных промежутков, делением дня надвое. Первая половина — утро и послеполуденные часы. Вторая — все остальное время, могущее составлять зазор всего в 2—4 часа, что отлично подходит для большинства полевых работ и даже для ведения войны.
Для наблюдения за ходом светил галльские астрономы используют некоторые инструменты — солнечные и водные часы, с которыми они хорошо знакомы либо через греков, либо через более далекие контакты — с мудрецами Ближнего Востока, от которых они частично наследуют их философию. К сожалению, такие инструменты были редкими, хрупкими и ревниво оберегаемыми. Никаких их следов археологами не обнаружено.
Галлы / Жан-Луи Брюно. - М.: Вече, 2011 (Гиды цивилизаций). с. 210-215.