Перипатетическая школа
ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Πеpипат(ос), или Ликей (Λύκειον) (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин), философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова περίπατος — «(крытая) галерея», служившая лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина «стоики» от «стоа» — «портик»), приобретённая вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная им школе (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к Гермиппу объяснение от περιπατέω — прогуливаюсь.
Хронологически различают: 1) перипатетиков 4—2 веков до н. э.; 2) возрождение аристотелизма в 1 веке до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1—3 веков н. э., частично совпадающих с понятием комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком смысле иногда понимают философов, непосредственно связанных с школьной традицией в Ликее и относящихся главным образом к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греческом аристотелизме и аристотеликах. Схолархи Перипатетической школы 1-го периода: Аристотель (335/334—323/322) до н.э.; Теофраст (323/322—288/286); Стратон из Лампсака (287/286—269/268); Ликон из Троады (272/268— 228/225); Аристон из Кеоса (228/225—?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим 156/155); Диодор из Тира — приблизительно до 110; Эримней — около 100 года до н. э. К 1-му поколению перипатетиков — непосредственных учеников Аристотеля принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматич. аристотелики), Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен, к ним близок по возрасту Деметрий Фалерский; к 4—3 векам относятся Хамелеон из Гераклеи Понтийской, Клеарх из Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 веку— Иероним из Родоса; около 200 года — Гермипп из Смирны, 2 век — Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая. Фрагменты утраченных сочинений перипатетиков 4—2 веков (кроме Теофраста) и свидетельства о них изданы с комментариями в собрании Ф. Верли.
Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля, координация научной работы между отдельными членами Перипатетической школы) с функциями высшей школы афинской молодёжи; лекции Теофраста посещало до 2 тысяч слушателей (отсюда новоевропейское понятие лицея). Последним крупным систематиком н теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение аристотелизма из Перипатетической школы (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистической Академии): большинство перипатетиков 3—2 веков занимаются историческими биографиями, литературоведением и популярной этикой — феномен, который объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно Страбону («География» 13,1,54), Теофраст завещал её вместе со своими книгами Нелею из Скепсиса (Малая Азия), наследники Нелея свалили её в подвал, где она пролежала около 200 лет, пострадав от сырости и моли; в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов Аристотеля и имели в своём распоряжении только опубликованные научно-популярные («эксотерические») диалоги. В 1 веке до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона Сулла, ограбивший Афины в 86 году до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тиранниона они попали в руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 года до н. э. (традиция называет Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы).
Перипатетики 1 века до н. э. впервые основательно изучены в капитальном труде: Р. Moraux, Der Aristote-Hsmus bei den Griechen von Andronikos bis Alexander von Aphrodisias, Bd 1: Die Renaissance des Aristotelis-mus im I. Jh. v. Chr., B.—N. Y., 1973. Помимо Андроника, Апелликона и Тиранниона, к ним принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значительной мере — плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи Перипатетической школы после Андроника: Кратипп (около 45 года до н. э.), Ксенарх, Менефил (конец 1 века до н. э.), Аспасий Афродисийский, Термин (около 160 года), Александр из Дамаска (около 170 года), Аристокл из Мессены, Сосиген, Александр Афродисийский, Аммоний (около 230 года), Проксен (около 270 года). К первым векам н. э. принадлежат также Адраст Афродисийский, Александр из Эги (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 век, учитель Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии Аристотеля), Анатолий Александрийский (учитель Ямвлиха), автор «О декаде» (около 280 года). Все перипатетики, начиная с Андроника, занимались главным образом текстологией и истолкованием Аристотеля, от большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра Афродисийского, Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств. Вершина аристотелизма первых веков н. э.— Александр Афродисийский. Начиная с 4 века собственно перипатетическая традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам константинопольского ритора 4 века Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.
А. В. Лебедев.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Фргменты:
Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F. Wehrli, Bd 1 — 10, Basel — Stuttg., 1967— 19692, Suppl., Bd 1—2, 1974—78.
Литература:
Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975, с. 657—74 (с. 758—59 библ.); Диоген Лаэртский, М., 1979; Brink К. О., Peripatos, в кн.: RE, Suppl. VII, 1940, col. 899—949; During I., Aristotle in the ancient biographical tradition, Göteborg, 1957; Lynch J. P., Aristotle's school. A study of a Greek educational institution, Berk.— Los Ang.— L., 1972; D o n i n i P. L., Tre studi sull' aristotelismo nel II secolo d. C., Torino, 1974.