Зло (Кузнецов)

ЗЛО — одно из понятий морального сознания и категория этики, выражающая нравственно негативное в поступках и мотивах действий людей. 3. противоположно благу и добру. Как противоположное благу 3. означает все то, что ведет к уничтожению, разрушению, если только это разрушение осуществляется не ради нового созидания. В последнем случае разрушение может выглядеть как относительное 3. (уничтожение каких-то форм жизни ради других, нарушение привычного образа жизни отдельных групп людей и т.д.). В качестве 3. в смысле не-блага могут рассматриваться эпидемии, стихийные бедствия, войны и пр. 3. как противоположное добру порождается неправильными нравственными взаимоотношениями людей, например унижением достоинства личности, использованием человека в качестве средства. Такое 3. закрывает путь развитию талантов человека и нравственно положительных черт его характера.

Представления о 3. неразрывно связаны с идеей самосовершенствования человека, возвышения его личности. 3. позволяет определить то, с чем следует бороться, что необходимо преодолевать в процессе самосовершенствования.

В истории философии и этики в разных концепциях природа 3. понимается по-разному. 3. оказывается то, что мешает человеку самовыразиться и нарушает спокойствие его жизни (такое понимание было характерно для многих античных философов, скажем, для Демокрита, Эпикура; оно находит продолжение в Новое время среди сторонников этики разумного эгоизма). Либо в качестве 3. выступают прежде всего черты собственного характера человека, с которыми необходимо бороться. В христианской этике такими чертами представляются эгоистические устремления, своеволие, невоздержанность. Христианская этика пытается поставить все страсти, способные привести к поведению, ущемляющему интересы другого, под контроль разума.

Особую проблему представляет вопрос об онтологической природе 3. Один из основоположников христианской идеологии Аврелий Августин полагал, что онтологически реально только добро, 3. же не имеет бытийственного статуса. Оно есть падение в небытие. В манихейской ереси добро и 3. рассматриваются как различные субстанции. В зороастризме 3. полагается порожденным в результате действий злого по своей природе божества, противоположного доброму Богу, сотворившему мир.

В ряде концепций 3. связывается с недостатком в развитии отдельных компонентов системы, что в целом не позволяет ей быть совершенной. Во многих теориях исторического процесса (Кант, Гегель, Маркс) 3. рассматривается как необходимый этап истории, и даже стимул прогресса. В иных трактовках предполагается, что 3. в ходе исторического процесса, наоборот, возрастает, люди становятся бездуховными, что приводит к гибели культуры (Шпенглер).

Так как абсолютного совершенства не существует, мир в целом развивается через противоречия и в нем постоянно имеют место процессы разрушения и возникновения, то определения добра и 3. являются относительными. При этом в качестве 3. обычно воспринимаются те негативные явления, которые представляется возможным преодолеть хотя бы в отдаленной мысленной перспективе (скажем, смерть квалифицируют как 3., поскольку возможно продление жизни).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 170-171.

Tags: 
Понятие: