Гомеровский вопрос

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС - комплекс вопросов, связанных с авторством и происхождением «Илиады» и «Одиссеи». Гомеровский вопрос состоит по крайней мере из 4 взаимно переплетающихся вопросов: 1) личность и время жизни автора (или авторов) обеих поэм, 2) степень соответствия дошедшей до нас записи поэм их первоначальному тексту, 3) связь между гомеровскими поэмами и предшествовавшими им устными эпическими сказаниями, 4) историческая реальность мира гомеровских героев. В античности обстоятельно рассматривались первые 2 вопроса, главным образом александрийскими учеными: Аристархом, Зенодотом и Аристофаном Византийским. Они не сомневались в историчности Гомера и, признавая различие между «Илиадой» и «Одиссеей», склонны были все же считать эти сочинения произведениями одного автора. Зато они отбрасывали большое число строк из обеих поэм, считая их более поздними вставками, сделанными во время записи текста поэм при Писистрате. В новое время гомеровский вопрос был особенно остро поставлен в конце 18 века немецким ученым Ф. А. Вольфом, который доказывал, что поэмы не являются произведениями одного автора и нынешний текст поэм представляет собой механическое соединение отдельных, связанных лишь тематически устных сказаний; это соединение имело место при Писистрате. Последователи Вольфа, так называемые аналитики, стремились выделить в поэмах либо отдельные «малые песни» (немецкий ученые К. Лахман, А. Кирхгоф), либо «первоначальное ядро» – «Пра-Илиаду» и «Пра-Одиссею» (немецкий ученый Г. Герман, английский Дж. Грот). Их противники, унитарии, настаивали на единстве поэтического замысла и текста каждой из поэм, признавали историчность личности Гомера (немецкие ученые Г. В. Нич, К. О. Мюллер, Б. Низе). Среди русских ученых прошлого века к аналитикам принадлежал С. П. Шестаков, к унитариям - Н. И. Гнедич и Ф. Ф. Соколов. В 19 веке среди гомероведов преобладали аналитики, в первой трети 20 века усилилось течение унитариев. Ныне разногласия значительно сгладились на базе сближения умеренных аналитиков и унитариев (шведский ученый М. Нильсон, французский П. Мазон, немецкий В. Шадевальдт). Советские ученые (И. М. Тройский, И. И. Толстой, С. И. Радциг, Н. Сахарный и др.) придерживаются в основном умеренно унитарной точки зрения. В их работах особенно подчеркивается связь гомеровских поэм с устным эпическим творчеством, народность эпоса и тщательно изучаются социальные отношения по данным поэм. В настоящее время установлено, что обе поэмы являются заключительно звеном длительного развития устного песенного творчества, что "Илиаде" и "Одиссее" предшествовали значительно меньшие сказания. В то же время обычно признается единство каждой из поэм на базе использования устных сказаний. Полагают, что «Илиада» возникла между концом 8 и серединой 7 веков до н. э., «Одиссея» - на полвека позже.

Вопрос об исторической реальности мира гомеровских героев мог быть поставлен лишь после археологических раскопок на Крите и в Микенах, в 70-х годах 19 века - начале 20 века. Раскопками твердо установлены серьезные различия между крито-микенской и собственно гомеровской культурами. Первая не знала железа, ее отличительные черты - большие царские дворцы и использование письменности для нужд административно-хозяйственного учета; греческого общества начала 1-го тысячелетия до н. э. применяли железные орудия, но не знали ни письменности, ни построек дворцового типа. Микенские общества имели классовую структуру, гомеровские греки жили родовым строем. Трудами М. Нильсона, английских ученых Дж. Майрса, X. Лоример и других неоспоримо установлено, что в гомеровском эпосе имеются разновременные напластования, относящиеся как к микенским, так и к последующим обществам. Таким образом, обе поэмы представляют собой сложное переплетение исторических данных, относящихся по крайней мере к двум различным эпохам, разделенным 3-4 веками. Окончательное разграничение этих разновременных свидетельств - дело будущего. Расшифровка в 50-х годах 20 века линейного письма «Б» открыла новые возможности исследования гомеровского эпоса. Особенности гомеровского диалекта, словарного фонда получают ныне новое научное объяснение. Пилосские таблички по-новому осветили мн. элементы социальной структуры крито-микенской и гомеровской культур (аграрные отношения, степень развития рабства, роль басилеев и т. д.).

Я. А. Ленцман. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература: 

Соколов Р. P., Труды, СПБ, 1910; Шестаков С., О происхождении поэм Гомера, в. 1-2, Каз., 1892-93; Тройский И. М., Проблемы гомеровского эпоса, в кн.: Гомер, Илиада, пер. Н. И. Гнедича, М.-Л., 1935; Толстой И. П.. Аэды. Антич. творцы и носители древнего эпоса, М., 1958; Сахарный Н., Илиада, Архангельск, 1957; Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960; Cauer P., Grundfragen der Homerkritik, Lpz., 1923; Nilsson M. P., Homer and Mycenae, L., 1933; Myres J. L., Homer and his critics, L., 1958.