Пипильтин

По своей социальной структуре ацтекское общество делилось на два класса свободных людей, которые обладали правами граждан, но в зависимости от происхождения занимали в нём различное положение: знать (пипильтин; ед. ч. пилли) и простолюдины (масеуальтин; ед. ч. масеуалли). Внутри этой структуры существовали свои категории. Вот иерархия знати сверху вниз: тлатоани (мн. ч. тлатоке, владыка/правитель), сиуакоатль (второе лицо в государстве, занимавшееся внутренними делами), Кецалькоатль тотек тламакаски и Кецалькоатль пиалок тламакаски (два верховных жреца), тетекутин (высшая знать) и пипильтин, или все остальные знатные люди.

Пипильтин

Самым высокопоставленным тлатоани был ацтекский император и правитель Теночтитлана (уэй тлатоани), являвшийся одновременно членом Тройственного союза (вместе с правителями городов Тлакопан и Тескоко). Остальные тлатоке правили меньшими по размеру городами и поселениями. В ведении каждого тетекутина находился небольшой район, так называемый кальпулли (квартал).

Жрецы, или тламакаски, могли быть выходцами как из знатных, так и из крестьянских семей, но только лица знатного происхождения становились верховными жрецами — Кецалькоатлъ тотек тламакаски и Кецалькоатлъ тлалок тламакаски. В ведении Кецалькоатлъ тотек тламакаски находился культ Уицилопочтли, бога войны, тогда как Кецалькоатлъ тлалок тламакаски занимался культом Тлалока, божества дождя.

Несмотря на эти социальные различия, в обществе существовало, в сущности, всего две категории — знать и простолюдины. Слово «пилли» в науатле означает «ребёнок». Человек мог считаться пилли лишь в том случае, если он либо она являлись детьми правителя или его потомками. Титул тиши передавался как по мужской, так и по женской линии. Даже если только один родитель был пилли, то и тогда его либо её ребенок становился пилли. Но и тогда, когда отцом ребёнка был тлатоани, он тоже становился пилли.

Знать пользовалась определёнными привилегиями. Они жили в больших домах и могли позволить себе роскошь, т.е. тонкие яства, изящную одежду, предметы искусства и богатые ювелирные украшения. Из всех ацтекских мужчин только пипильтин разрешали многожёнство, так как они могли содержать множество жён. В ХроникеМешикайотля говорится, чтоу Ашайакатля было 22 ребёнка, у Ауитсотля — 20 и у Мотекусомы — 19. У Тлакаэлеля было пять детей от главной жены и по сыну или дочери от каждой из его 12 вторых жён.

Другая привилегия знати заключалась в том, что масеуальтин были обязаны оказывать им личные услуги, приносить еду и работать на них. Благодаря этому в Теночтитлане и других городах возводили и содержали в порядке храмы, дворцы и иные общественные места.

Повышению положения знати способствовало то, что их дети могли поступать в кальмекак (высшее учебное заведение), где их обучали воинскому искусству, ведению календаря, письму, преподавали религиозные догматы, законы, историю и устное творчество. Девочки знатного происхождения тоже посещали кальмекак, но их учили распределять обязанности между слугами, ткать хлопковые ткани и заниматься другими домашними делами. Предназначение знати заключалось в том, чтобы служить правителю — ещё одна сторона обучения в кальмекак. Их назначали послами, сборщиками налогов, правителями провинций, учителями, писцами, судьями, жрецами и военачальниками.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 109-110.

Понятие: