Ривайвелизм
РИВАЙВЕЛИЗМ (англ. revival — возрождение, пробуждение) — религиозно-философское движение среди последователей протестантских церквей в США, Англии и других странах за духовное возрождение или пробуждение истинной апостольской церкви, начавшееся в 18 веке. Проповедники ривайвелизма — Д. Эдуарде, Ч. Финней, Д. Муди, Р. Торрей, Ч. Инвуд, К. Морган, П. Дьюис, Ф. Майер и др.— рассматривали нравственные пороки людей (алкоголизм, проституцию, азартные игры и т. п.) в качестве основной причин социального зла и потому призывали к социально-этическому «обновлению» на основе экстатического «индивидуального опыта». В теологическом плане ривайвелизм был выступлением против ригоризма кальвинистской доктрины о двойном, или абсолютном, предопределении (см. Кальвинизм), печать которого лежит на вероучении многих протестантских церквей. Идеологи ривайвелизма провозгласили, что Христос своей кровью искупил грехи всего человечества; его искупление распространяется на весь род людской, спасение не предопределено, а заслуживается личной верой и праведной жизнью. Они возродили арминианский принцип всеобщего божественного милосердия. Для того чтобы спастись, надо только уверовать в очистит, силу пролитой сыном божьим крови. Спасение достигается через обращение, когда человек покается в совершенных грехах, уверует в бога и признает его верховное водительство. Важной особенностью ривайвелизма является проповедь «полного очищения» от всех грехов уже в земной жизни. Если католицизм, православие, традиционные протестантские церкви признают возможность очищения лишь от «личной греховности», приобретенной в процессе индивидуального бытия, то ривайвелизм обычно провозглашает возможность очищения и от первородного общечеловеческого греха, ведущего свое начало от прародителей Адама и Евы. Достигается это полное очищение через освящение, или рождение свыше, которое есть не что иное, как мгновенное чудесное духовное перерождение человека. Именно эта особенность ривайвелизма привела к возникновению в его рамках движения святости. Апелляция ривайвелизма к свободной воле грешника и его эмоциям приводит, как правило, к росту религ. энтузиазма среди верующих. Крайняя эмоциональность и экстатика являются наиболее характерной особенностью всех ривайвелистских движений как прошлого, так и настоящего, служит предпосылкой возникновения все новых и новых пятидесятнических церквей. Новая волна ривайвелизма в 60-х годах 20 века привела к тому, что пятидесятничество проникло даже внутрь традиционных протестанстких церквей и католицизма.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 226-227.