Индуцированный психоз

ИНДУЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЗ (от лат. inducere — вводить и греч. psyche — душа). Форма психоза, характеризующаяся изначально непроизвольным и навязанным воспроизведением индивидом (относительно здоровым) тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком (больным), с котором данный индивид тесно общается. Бредовое содержание этих идей развивается затем параллельно. В большинстве случаев речь идет о более или менее ограниченных отклонениях от нормы у индуцированных индивидов. Они без критики перенимают убеждения больного, чаще всего параноика или кверулянта (одержимого идеей отстаивать свои якобы ущемленные права). Обычно это — идеи преследования, контролирования извне, убеждения в высшем происхождении. Иногда индуцированные объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия (контроль за питанием при боязни отравления, укрепление жилища при бреде преследования, религиозные бдения и пр.). При разрыве с источником индукции психотические проявления пропадают. Причиной выступает суггестия и стремление к имитации. В 40% случаев встречается у родителей и детей, среди братьев и сестер, в старых супружеских парах, особенно при социальной изоляции. Также возможны массовые индукции в социальных группах. Наиболее характерным примером формирования индуцированного психоза служит тактика втягивания в секты и деструктивные культы. Первым шагом такого втягивания является, как правило, навязывание индивиду малозначимых обязательств, в качестве которых может выступать, например, обращение к нему с просьбой принять значок с определенной символикой или брошюру об общине в качестве подарка. Если индивид соглашается, то он субъективно оказывается в ситуации, в которой отказаться от просьб в дальнейшем ему все сложнее и сложнее. Наконец он втягивается в коллективные мероприятия внутри секты (выполнение специфических ритуалов, публичная агитация, сбор пожертвований и т. д.), которые направлены на изменение его самоидентификации. При этом происходит изоляция, прежде всего эмоциональная и личностная, от прежней среды; внутри же секты, по крайней мере на первых порах пребывания в ней, индивид получает знаки внимания и уважения, для него создается атмосфера абсолютного эмоционального принятия. В качестве других факторов втягивания в секты выступают: харизматичность и, часто, маргинальность лидера; изложение философских и мировоззренческих доктрин секты, имеющее псевдологические основания; неискушенность и доверчивость вновь обращенного индивида (как правило, это молодые люди до 25 лет), переживание им внутренних конфликтов (проблемы в семье, трудности профессионального развития и пр.). История. Первое обстоятельное сообщение на данную тему было сделано во французской литературе в 1877 г. (Е. Ch. Lasequl) под названием «Помешательство вдвоем». Сам термин «индуцированное помешательство» предложил G. Lehmann в 1883 г. Данная проблема широко обсуждалась в русских психиатрических кругах в конце XIX в. Толчком для этих обсуждений послужили статьи Г. Тарда и Н. К. Михайловского («Герой и толпа», 1896). Этой проблемой занимались В. И. Яковенко (Яковенко В. И. Индуцированное помешательство (Jolie a deux) как один из видов патологического подражания. СПб., 1887), В. X. Кандинский, А. А. Писарский, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 221-222.

Литература:

Рохлин Л. Л. К истории отношений отечественной психиатрии и социальной психологии // Психологический журнал. 1981. № 3; Катит Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. / Пер. с англ. М. Медицина, 1994. Т. 1; Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.

Понятие: