Баптисты (СИЭ, 1962)

БАПТИСТЫ (от др.-греч. baptizo - погружаю, крещу) - приверженцы одной из разновидностей протестантизма, отличительной особенностью которой является требование сознательного принятия крещения и автономии общин. Особенно многочисленны в США. Баптисты стремятся максимально освободить христианство от средневековых феодальных наслоений, оставив в неприкосновенности веру в триединого бога, проповедь терпения и покорности сверхъестественным силам. Баптисты проповедуют смиренное отношение к окружающей действительности и в социальном отношении коренным образом отличаются от анабаптистов - участников Крестьянской войны 1524-1525 годов и Реформации в Германии.

Первая община баптистов возникла в 1609 году в Голландии, среди английских эмигрантов - противников англиканской церкви. Возвратившись в Англию (1612), баптисты боролись на стороне парламента против короля; преследовались при протекторате О. Кромвеля и после реставрации Стюартов. После "Акта о веротерпимости" (1689) легализовались и отошли от социальной борьбы; их деятельность перестала быть частью демократического движения. С конца 18 века баптисты активизировались, став проводниками влияния английской буржуазии в колониях (миссии в Индии, на о. Цейлон, в Бирме, на о. Ямайка, в Южной Африке, в Китае, Конго и др. странах). В 1639 году проповедник Роджер Уильямс организовал первую общину в Род-Айленде (Северная Америка). В 18-19 веках в США баптизм широко распространился среди участников борьбы за буржуазно-демократические свободы, участников колонизации Запада, среди негров, которых привлекала организация баптистов не только смешанных, но и "цветных" церквей; в середине 20 века 66 из 100 верующих негров в США - баптисты.

В 1-й половине 19 века началась и во 2-й половине усилилась связанная с экспансией американского капитала миссионерская деятельность американских баптистов сперва в Индии, Бирме, Китае, а позднее в Японии, Корее, на Филиппинах, на Кубе, в Аргентине, Перу, Парагвае, Уругвае, Бразилии, Боливии и других странах. В 19 веке баптисты появляются в странах континентальной Европы. В США в 1957 году насчитывалось более 18 млн. баптистов (из общего числа 21 млн.); каждый третий протестант в США - баптист. Крупнейшие объединения американских баптистов: Южная баптистская конвенция (7 млн. приверженцев, исключительно белые, главным образом фермеры Юга), Американская (до 1950 года - Северная) баптистская конвенция (1,5 млн. чел.); 2 негритянские национальные баптистские конвенции (США и Америки; 4,4 млн. и 2,6 млн.). Среди американских баптистов - крупные капиталисты, государственные и политические деятели (например, братья Рокфеллеры, Г. Трумэн), субсидирующие и негласно направляющие деятельность как баптистов США, так и баптистов всего мира (главным образом через созданный в 1905 году в Лондоне Всемирный союз баптистов, с 1957 года - Всемирный союз евангельских христиан-баптистов (центр в Вашингтоне)). В 1950 году была создана Европейская баптистская федерация. Баптисты ведут систематическую и настойчивую пропаганду религиозных взглядов среди широких народных масс; ее проводят как рядовые баптисты (для которых обращение инакомыслящих обязательно), так и специально подготовленные проповедники, имеющие в своем распоряжении большие материальные средства для филантропической деятельности (школы, госпитали, помощь пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.).

Баптисты ставят Священное писание выше авторитета церкви и, делая упор на спасении через личную веру в Христа, отрицают церк. иерархию. Однако у современных баптистов роль церкви, духовенства и централизация возрастают. Каждая община формально суверенна, главой ее считается Христос (христоцентризм), но фактически - пресвитер. От баптистов требуется вера и служение общине, сосредоточение помыслов и надежд на торжестве христианства и загробной жизни. Личность у баптистов подчинена авторитету Священного писания и дисциплине общины. Отвергая почитание икон и креста, таинства, большинство второстепенных христианских обрядов и праздников, баптисты сохранили обряды крещения и причащения и главные праздники, связанные с культом Христа. Культ баптистов предусматривает проповеди, исполнение религиозных гимнов; практикуются денежные сборы. Баптисты утверждают, что разум и наука и связанное с ними неверие "поставили человечество на грань катастрофы". В выступлениях американских делегатов на 9-м конгрессе Всемирного союза баптистов (Лондон, 1955) проявилось враждебное отношение к коммунистическому движению и к социалистическому лагерю, к СССР. 10-й конгресс (Рио-де-Жанейро, 1960) высказался за запрещение ядерного оружия и в защиту мира, но не смог указать реальных способов его упрочения, призывая уповать на милосердие Христа. Баптисты воспитывают у верующих непротивленческие настроения, отвлекают трудящихся от активной борьбы за социальное освобождение.

A. Н. Чанышев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Бонч-Бруевич В. Д., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Путинцев Р. M., Политич. роль и тактика сект, М., 1935; Тихомиров В., Баптизм и его политич. роль, 2 изд., М.-Л., 1929; Бондарь С. Д., Соврем. состояние рус. баптизма, СПБ. 1911; Whitley W. Т. (comp.), A Baptist bibliography, v. 1-2, L., 1916-22; A Baptist bibliography, ed. (by) E. C. Starr. N. Y., 1947; Cramp J. M., Geschichte des Baptismus..., Hamb., 1873; Lehmann J., Geschichte der deutschen Baptisten, Tl 1, 3 Aufl., Cassel, 1923. Tl 2,2 Aufl., Cassel, 1922; Vedder H. C., A short history of Baptist missions, Phil.-Boston (а. о.), (1927) (есть библиография); ежегодники: The Baptist handbook, L., 1860-: American Baptist convention, Phil.- (a. о.), 1908-(1953).

Понятие: