Стоики (Адкинс, 2008)
Название этой философской школы происходит от Стои Пойкиле в Афинах. Там в начале III века до н. э. преподавал Зенон из Китиона, основатель стоицизма. Это философское направление иногда известно просто как Стоя. Находясь под влиянием киников и сократической философии, Зенон в то же время разработал ряд собственных доктрин относительно логики, познания, физики и этики. Его последователем был Клеанф, завершивший и систематизировавший учение стоиков и, в свою очередь, передавший его Хрисиппу. Стоическая школа существовала и в Римский период.
Стоицизм в первую очередь был учением, отстаивавшим обособление и независимость от мира. Согласно воззрениям стоиков, Вселенная подчинена строгой необходимости — «логосу» (logos) и, соответственно, все происходящее в мире предопределено ей. Как следствие, человек, знающий это, должен принимать все происходящее и жить в гармонии с божественной необходимостью. Термин «логос» объединяет в себе такие значения, как «слово» и «необходимость», вследствие чего более поздние философы использовали его для обозначения различных божественных принципов и сил, создавших мир. Стоики считали, что единственной добродетелью является жизнь в подобной принимающей гармонии с божественным разумом. Неспособность достичь добровольного принятия всего происходящего рассматривалась как моральная слабость. Также стоики были убеждены, что каждый человек несет в себе искру божественного огня, на основе чего была выдвинута идея всеобщего братства, вне зависимости от происхождения и социального статуса.
Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 438-439.