Календари Древнего Ирана

Иранцы в доисламский период использовали главным образом две различные календарные системы. Измерение времени у Ахеменидов до парфянской эпохи было основано на счете дней, лунных месяцев и лет, в то время как Сасаниды и зороастрийцы использовали календарь, основанный на днях и годах. Для удобства лунный месяц в 29 дней 12 часов 44 минуты в среднем был округлен до 30 дней. Так как календарный год приблизительно на 11 дней длиннее, чем лунный год из двенадцати лунных месяцев, пользователям календаря первого типа приходилось вставлять время от времени дополнительный месяц, в то время как в зороастрийском календаре год состоял из 365 дней, т.е. из 12 месяцев по 30 дней, плюс дополнительно 5 дней. Данный тип календаря опережал на день движение солнца один раз в каждые четыре года.

Надпись Дария I в Бехистуне в первый раз свидетельствует о существовании лунyо-солнечного древ-неперсидского календаря с двенадцатью месяцами по тридцать дней. Система эта была основана на лунном вавилонском календаре, в котором названия месяцев были просто заменены древнеперсидскими названиями (которые, возможно, уже существовали к тому времени). Названия месяцев, смысл которых остается часто неопределенным, имеют, по всей видимости, связь с естественными временами года, сельскохозяйственными работами или были связаны с культово-религиозной практикой. О вставке дополнительного месяца имеются свидетельства на эламитских табличках Персеполиса, но трудно сказать, следовали ли персы эламитской и вавилонской системам или у них было свое собственное решение. В какой-то момент V в. до н.э. древнеперсидский календарь был заменен зороастрийским календарем, о его использовании есть свидетельства по крайней мере до начала господства Артаксеркса I (465—424 гг. до н.э.). Ахеменидская система не исчезла вместе с самими Ахеменидами? скорее всего, Александр Великий использовал македонский календарь в Иране, но Селевкиды снова приняли вавилонский календарь, заменяя оригинальные названия греческими.

 

Древнеперсидский

Эламитский[1]

Вавилонский

март—апрель

Adukan(a) isa-

Ha-du-k6n-na-iS

Nisannu

апрель—май

Ѳuravahara-

Tu-ir-ma-ir

Ayyaru

май—июнь

Ѳaigr(a)ci-

Sa-a-kur-ri-zi-is

Simannu

июнь—июль

Garmapada-

Kar-ma-bat-taS

Du'flzu

июль—август

-

[Tur-na-ba-zi-is]

Abu

август—сентябрь

-

[Qa-ir-ba-Si-ya-i§]

Ululu

сентябрь—октябрь

Bagayadi-

Ba-gi-ya-ti-iS

TaSritu

октябрь—ноябрь

*Vfkazana- (?)

Mar-qa-za-na-is

Arahsamna

ноябрь—декабрь

Agiyadiya-

Ha-is-Si-ya-ti-ya-iS

Kisllmu

декабрь—январь

Anamaka-

Ha-na-ma-ak-ka5

Tebetu

январь—февраль

-

[Sa-mi-ya-mas]

Sabafu

февраль—март

Viyax(a)na-

Mi-ya-kdn-na-is

Addaru

 

Та же система была применена Аршакидами (которые его использовали одновременно с зороастрийским календарем, по крайней мере с начала I в. до н.э.) одновременно с использованием греческих надписей в надписях на монетах.

Солнечный зороастрийский календарь (применявшийся также Сасанидами в их «гражданском» году), имел местные варианты в Каппадокии, Армении, Согдиане, Хорезме, Бактрии и Систане. Некоторые думают, что этому солнечному календарю предшествовал, возможно, лунный календарь из тринадцати месяцев по двадцать семь дней. Помимо ежегодного добавления пяти дней, теоретически приходилось вставлять промежуточный месяц каждые 116 или 120 лет (вопрос спорен), для того чтобы исправить ежегодный излишек в четверть дня (6 часов).

Вначале дозороастрийский год делился на два сезона (авест. ratu-, среднеперс. gah), зиму из десяти месяцев и лета из двух месяцев (стоит вспомнить, что это, без сомнения, отражало положение в период, когда доавестийские народы еще помнили свою жизнь в северных степях между Оксом и Яксартом). В более поздний период, после миграции этих народов на юг, «Видевдад» — отводит пять месяцев (зима) и семь (лето) на каждый из двух основных сезонов. С праздниками в середине и в конце год будет впоследствии разделен на шесть сезонов, по два месяца каждый.

Между тем среднеперсидские (зороастрийские и) манихейские тексты упоминают также названия известных нам четырех времен года и объединяют двенадцать зодиакальных знаков в четыре группы по три знака: весна (среднеперс. vahar), лето (среднеперс. hamln), осень (среднеперс. padez) и зима (среднеперс. zamestan). 

Месяцы зороастрийского календаря

 

Авестийское название

Среднеперсидское название

 

 

 

1

Frauuasinam

Fravardin

2

Asahe VahiStahe

Ardvahist

3

Hauruuatato

Hordad

4

TiStriiehe

Tir

5

Amaratato

Amurdad

6

XSaSrahe Vairiiehe

Sahrevar

7

MiѲrahe

Mihr

8

Apam

Aban

9

AѲro

Adur

10

DaѲuSo

Day

11

VarjhauS Manarjho

Vahman

12

SpantaiiS BrmatoiS

Spandarad

 

 

 

 

Месяцы разделены на четыре периода по семь или восемь дней, начинающихся или заканчивающихся днем «творца Ахура Мазды». В манихейском тексте месяц разделяется на три период, а согласно основным фазам луны: растущая луна (среднеперс. «новая луна»), полнолуние (среднеперс., «середина луны») и новолуние (среднеперс. «невидимая луна»).

Дни зороастрийского календаря

 

Авестийское название

Среднеперсидское название

 

 

 

1

DaѲuSo Ahurahe Mazda

Ормузд

2

VarjhauS Manarjho

Vahman

3

ASahe Vahistahe

ArdvahiSt

4

XSaѲrahe Vairiiehe

Sahrevar

5

SpantaiiS ArmatoiS

Spandarmaci

6

Hauruuatato

Хордад

7

Amaratato

Amurdad

8

DaѲuSo Ахура Мазда

Day pad Adur

9

АѲro

Adur

10

Apam

Aban

11

XvaraxSaetahe

Xvar

12

Miohahe

Mah

13

UStriiehe

Tir

14

Gaus

GoS

15

DaѲuso Ахура Мазда

Day pad Mihr

16

MiѲrahe

Mihr

17

SraoSahe           

SroS

18

RaSnaoS

RaSn

19

Frauua$inam

Fravardln

20

Varanraynahe

Vahram

21

Ramano

Ram

22

Vatahe

Vad

23

DaѲuSo Ахура Мазда

Day pad Den

24

Daenaiid

Den

25

Asois

Ard (Ahriswang)

26

Arstato

AStad

27

Asmo

Asman

28

Zamo hudlriho

Zamyad

29

MaѲrahe spantahe

Maraspand

30

Anayranam

Anagran

 

 

 

Зороастрийский день подразделялся на пять gäh («вахт», авест. asniia-ratu-): Hävan — «утро», Rapihvin — «вторая половина дня», Uzerin — «вечер», Ebsrusrim — «от захода солнца до полночи», USahin — «от полуночи до восхода солнца». Короткий катехизис среднеперсидской эпохи, не имеющий датировки («Сборник советов древних мастеров»), рекомендует верующему деление дня на три равные части: первая треть — чтобы изучать мудрость благородных людей в религиозной школе, вторая треть — чтобы обрабатывать землю, и последняя треть — чтобы есть, развлекаться и отдыхать. Кроме того, пассаж в конце другого труда («Советы бессмертного Адурбада, сына Мараспанда») определяет выполнение тех или иных задач в определенные дни месяца. И наконец, в ко-ротком тексте, озаглавленном Mah о FravardTn Roz Т Hordad представлен даже лист отрывного календаря на «День Хордад месяца Фравардин» — день, особенно важный для маздейцев прошлого и настоящего.

То же авестийское слово häѲra, использовавшееся как единица расстояния и имевшая смысл «[четверть] парасанга», употребляется также для того, чтобы измерять время. Действительно, известно, что парасанг — это расстояние, которое пехотинец мог покрыть за час, поэтому в более поздний период это слово стало означать «час». На самом деле эта единица варьировалась в зависимости от времени года и географической широты, так как она соответствовала двенадцатой части дня, между подъемом и заходом солнца. Похоже, что у иранцев было три вида часа, соответствующие наиболее длинному дню года (1 час 20 минут), наиболее короткому (40 минут), а также среднему дню, т.е. дню равноденствия (1 час). Кроме того, манихейские тексты иногда разделяют час на 360 единиц по 10 секунд.

Невозможно сказать, был ли календарь, представленный здесь, зороастрийским по своему происхождению или зороастрийцы просто переняли его, добавив в него свои названия. Зороастрийский календарь (иначе называвшийся также «подвижный», «промежуточный») в любом случае существовал при Сасанидах, и маздейцы продолжали датировать годы в соответствии с царствованием последнего сасанидского царя царей, Ездегерда III, который начал свое царствование в 632 г., в котором персидский Новый год оказался 16 июня. Эта «эра Ездегерда» еще используется и в наши дни персидским сообществом в Индии.

Гюиз Ф. Древняя Персия / Ф. Гюиз. – М., Вече, 2007, с. 123-130.

 

[1] Эламитские названия цитируются согласно тем формам, которые были приведены в надписи Дария I в Бехистуне, за исключением трех названий в квадратных скобках (которые приводятся, согласно табличкам из Персеполиса).

Понятие: