Оккультизм (Мчедлов, 1999)

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — совокупное название учений, которые признают наличие тайных сил в человеке и космосе. Оккультизм исходит из предположения, что глубинные сущности вещей не познаются в обычном человеческом опыте, однако они постигаются через особое посвящение и специальную психическую практику. В ритуале посвящения человек переживает обычно огромные психические потрясения, связанные с ощущением смерти и нового рождения, которое позволяет ему достигать "высшей ступени" сознания и способности воздействия на скрытые силы природы и человека.

Оккультизм на протяжении мировой истории постоянно преображался, вступая в новые отношения с философией, религией, наукой, искусством. При этом иными оказывались объем и содержание самого понятия. Впервые в самостоятельную область, несовместную ни с какой религиозной системой, оккультизм выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистически-религиозного синкретизма. В 1—4 веках в Александрии рождается обширная оккультная литература, которая называлась герметической по имени легендарного основателя оккультизма — Гермеса Трисмегиста. В это время рождаются «герметические науки» — алхимия и астрология. Появляется теоретическое сочинение «Изумрудная скрижаль», в котором изложено учение о таинственных, непостижимых связях между всеми элементами вселенной (планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела).

Древнее представление о человеке как микрокосме, т. е. природном создании, связанном с космосом, которое воспроизводит в себе неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, т. е. большого мира, мира вселенной, стало основой оккультизма. Оккультизм занимался исследованием скрытых природных сил, чтобы поставить их на службу человеку. В эпоху Возрождения оккультизм разрушал теологическую картину мира, изживал умозрительную схоластику и подготавливал рождение экспериментального естествознания. Обобщающее значение имело сочинение Агриппы Неттесхеймского «Оккультная философия» (1533). В нем осуществлен синтез различных оккультно-магических учений и сделана попытка превратить магию в «естественную» науку, которая изучает тайные силы, стягивающие элементы вселенной в нечто упорядоченное. Ключом к постижению космоса считался человек, в к- ром зашифрованы структуры большого мира. Астрология и магия возводились в ранг конкретного знания.

Учения оккультизма о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме несомненно сыграли в 14—16 веках заметную роль в шлифовке экспериментального, практического наблюдения. Все это содействовало развитию естествознания в 17 веке оккультизм оказался прологом к «естественному» знанию в итальянской натурфилософии Возрождения — у Дж. Кардано, Б. Телезио.

Бурное развитие науки подорвало веру в оккультизм и «герметические науки»". В то же время широко распространились светские оккультные общества. Например, розенкрейцеры пытались соединить алхимию с общественными проектами. Они высказывались за преображение человеческой природы и "обновление" земли. Таким образом происходит сближение «оккультного мистицизма» с естественно-научным рационализмом. Это относится к итальянской натурфилософии эпохи Просвещения.

В конце 19 века оккультизм выполняет несколько иную роль. Он претендует на создание некой новой «универсальной» религии, которая могла бы сложиться на основе объединения оккультных и религиозно-философских учений самых разных народов и времен (см. Вневероисповедная религиозность).

Интерес к различным формам оккультизма, вневероисповедной мистике характерен и для современной России.

П. С. Гуревич

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 317-319.

Понятие: