Догматы

ДОГМАТЫ - религиозные (от греч. dogma - учение, постановление) - утвержденные высшими церковными инстанциями (соборами духовенства) положения вероучения, которые, как считает церковь, должен принимать на веру каждый принадлежащий к данной религии и исповедание которых она рассматривает как непременное условие постижения божества и "спасения". Догматы вырабатывались в процессе острой богословской борьбы. Система догматов существует во всех наиболее распространенных религиях: христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, индуизме. Основные догматы христианской церкви (о сотворении мира, о триедином боге, о реальном существовании богочеловека Христа) были приняты в период первых семи Вселенских соборов (325-787). В православной церкви принятие догматов было завершено в 787 году, в католической новые догматы (о чистилище и др.) продолжали приниматься и в дальнейшем. Реформация 16 века подорвала значение догматов католической церкви. В лютеранской церкви догматы были приняты в 1530 году (аугсбургское исповедание веры), в кальвинистской - в 1551 году, в англиканской - в 1571 году (так называемые 39 членов исповедания). Догматы иудаизма (например, о вечности бога, о приходе мессии) были сформулированы на базе Талмуда и Библии в 12 веке Маймонидом. Догматы ислама (например, о единстве бога-аллаха, о предопределении, о пророческой миссии Мухаммеда) на базе корана были приняты в острой богословской борьбе в 9-10 века. Догматы буддизма (например, о перерождении и "карме" и др.) по хинаяне были приняты на соборе в Паталипутре в 243 году до н. э., по махаяне - около 78. В индуизме выдвижение догматов (например, об изначальном социальном неравенстве людей, о переселении душ и др.) началось в раннее средневековье в процессе борьбы с буддистами и мусульманами и не вылилось в четко оформленную систему. Вырабатывая догматы, церковь пыталась не допустить критики основ своего вероучения и того социального строя, который она охраняла. Отрицание догматов жестоко преследовалось. Для защиты и обоснования догматов духовенство использовало идеалистические философские учения, благодаря чему догматическое богословие приобрело наукообразный вид. При попытке научного анализа догматов обнаруживается их полная несостоятельность и реакционность. Религиозно-догматическое мышление разрушается с развитием научных и атеистических взглядов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4 (История церкви в период вселенских соборов, отдел 3, История богословской мысли), П., 1918; Harnack A., Dogmengeschichte, 7 Aufl., Tübingen, 1931; рус. пер.: История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры, т. 6, СПБ, 1911; Handbuch der Dogmengeschichte, hrsg. v. M. Schmaus, I. R. Geiselman, H. Rohner, Bd 1-4, Freiburg, 1951-56.

Понятие: