Идеальное (Кондаков, 2007)
ИДЕАЛЬНОЕ (от греч. idea — вид, образ). Философское понятие, выражающее собой субъективное отражение реального мира. Это понятие конкретизируется, как правило, негативно, определяясь как противоположное материальному. При этом оно может приобретать, например, такие атрибуты, как внепространственность, вневременпость, неделимость и т. д. Одним из основных идеальных объектов — часто наряду с Богом — считается душа. Существует несколько принципиально различных подходов к ее трактовке. В частности, в русской философии конца XVIII — начала XIX века (когда на смену антропоморфным представлениям о душе пришли феноменологические и теоретические) основные подходы к проблеме души проявились уже со всей определенностью. Так, при материалистическом подходе душе, как частному свойству материи, приписывались такие свойства, как способность к ощущению, воля, более или менее ограниченная, и мышление; смертность; локализация в индивидуальном теле. При дуалистическом подходе — способность к ощущению, воля и мышление; индивидуальное бессмертие (единая память); отсутствие жестко определенной локализации в индивидуальном теле. Наконец, при трехчастном подходе (тело, душа, дух) — способность к ощущению, воля и мышление; индивидуальное бессмертие (но при отсутствии единой памяти); отсутствие жестко определенной локализации в индивидуальном теле, но при выраженной содержательной связи с телесными или другими физическими процессами (см.: Кондаков И. М. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М., 2000). В конкретно-психологических исследованиях понятие идеального, или понятие души, как правило, излишне и достаточно полноценно замещается другими понятиями, например понятием умственных действий.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 211-212.
Литература:
Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1974; Шорохова Е. В. Биологическое и социальное в развитии человека. 1975; Дубровский Д. И. Проблемы Идеального. М., 1983.