Естественное правосознание

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ - термин, введенный для развития идей теории естественного права русским философом и теоретиком права Иваном Александровичем Ильиным (1883 — 1954), который предпринял глубокий теоретический анализ сущности и истоков права, его связи с правосознанием и с понятием «сила». Проблема природы права рассматривается И.А. Ильиным в контексте общей истории и культуры человечества. Общественная жизнь людей с необходимостью обнаруживает, что каждому конкретному человеку присуще особое мировоззрение, важной составной частью которого является правосознание, исходящее из осознания, что на свете существуют другие люди, что устройство личной жизни человека зависит от его отношения к другим людям независимо от того, знает он об этом или не знает. Субъективно-психологическим истоком права, закона, обычая является основанное на здравом смысле «убеждение в том, что не все внешние деяния людей одинаково допустимы и «верны», что есть совсем «невыносимые» поступки и есть «справедливые» исходы и решения, — это убеждение, еще не знающее о различии «права» и «морали», лежит в основе всякого «закона» и «обычая» и генетически предшествует всякому правотворчеству». Внутреннее убеждение людей в существовании «справедливого» и «несправедливого», «законного» и «незаконного» имеется объективно, независимо от внешней формы выражения и осуществления действительного права. Оно может быть представлено в виде «правового чувства», «инстинкта правоты» или «интуиции правоты» и направлено на внешние отношения людей друг к другу. Раскрыть и описать содержание этого «смутного» инстинктивного чувства, перевести его из бессознательного чувства в план знания значит «положить начало зрелому естественному правосознанию» (Ильин И. С. 80). Сознательное развитие инстинктивного чувства права и есть естественное право, превращающееся в духовное основание жизни людей, в естественную правовую идею.

Таким образом, объективно существующее Е.п. является предметом естественного права, которое в свою очередь служит основанием для всякого правового закона, совокупность которых называется положительным правом.

Основная проблема, которая квалифицирует реальное содержание действительного правосознания, есть проблема соотношения естественного и положительного права. Естественное право выступает в качестве особой формы общественного сознания, необходимой составляющей человеческого духа, специфицирующей человека как существо духовное. Значение естественного права состоит в том, что каждый человек обязан соблюдать права и свободы других людей, без этого условия он просто не может жить в человеческом сообществе. Существует нечто объективно присущее всему роду людей, что должно свято соблюдаться. Положительное право есть осуществленное в данных обстоятельствах и зависящее от них право. Оно может способствовать обеспечению и сохранению естественного права или ограничивать и нарушать его. Поэтому сущностью положительного права, его глубинным истоком, внутренним признаком и одновременно критерием его прогрессивности или реакционности является его соответствие с естественным правом. Все остальные моменты, которые очень часто относят к квалификационным признакам права, являются внешними и не способны раскрыть внутреннюю природу права. «Положительное право создается в таких условиях, при которых содержание его подвержено влиянию корыстной воли, неосведомленности, ложной теории и неумения. И тем не менее, как бы ни были велики и даже чудовищны уклонения и извращения, вносимые в его содержание этими факторами, оно по самой природе своей сохраняет в себе основное ядро естественного права, для служения которому оно призвано в жизнь» (Ильин И. С. 120).Что же может быть отнесено к внешним факторам положительного права? И.А. Ильин считает, что к внешним факторам принадлежат сила (и использующие ее властные структуры), авторитет законодательства, законотворческая деятельность органов государства, интересы определенных слоев общества, воля, способная закрепиться в законе или стремящаяся к этому. Итак, реальное право всегда выступает как отношение между естественным правом как целью, стремление к выполнению которой указывает основное предназначение положительного права, и положительным правом как средством достижения поставленной цели. Ни одно законодательство в принципе не может быть абсолютно совершенным. Отсюда следует, что работа по его улучшению должна вестись непрерывно. Юрист, стремясь максимально обеспечить законодательным путем естественное право, неизбежно является по сути дела реформатором общественных отношений. Целью права и государства является организация общей жизни людей, поэтому государство и право по своей внутренней сущности и целевой установке не могут не способствовать обеспечению норм естественного права. Негативные последствия возможны, если государство и право будут использоваться в узких интересах определенных групп людей, но это к внутренним истокам права и государства не относится. Если даже позитивное право не выполняет своего предназначения, оно, тем не менее, признается правом, часто лишь формально декларируя идею естественного права. «В этом обнаруживается своеобразная трагикомедия правовой жизни: уродливое, извращенное право остается правом, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему, пользуется ею по-своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право, компрометируя в сознании людей самую идею и подрывая веру в нее» (Ильин И. С. 79).

Очень часто в обыденном сознании существующее положительное право отождествляется с понятием права вообще, что ведет к выводу об относительности всякого права, ориентации его на определенные интересы, которые у разных народов, в различных исторических обстоятельствах бывают разными. Но на самом деле право не совпадает с действующим законодательством. Право всегда есть отношение между естественным правом и правом положительным. Идея естественного права абсолютна, смысл положительного права относителен в сравнении с идеалом, а не с внешними обстоятельствами. Реальное право проявляется как отношение между абсолютной естественной идеей и относительным смыслом действительного положительного права.

Литература:

Ильин И.А. О сущности правосознания / Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1993;

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 2-х т. М., 1995;

Новгородцев П.И. О задачах современной философии права/Соч. М., 1995.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 164-165.

Яндекс.Метрика