Стресс (Кондаков, 2007)

СТРЕСС (от англ. stress — напряжение). Состояние психического напряжения, экспериментально проанализированное Г. Селье (1936), которое возникает при выполнении деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное, так и отрицательное влияние (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции. В исследованиях американского ученого Р. Лазаруса было показано, что необходимо различать физиологический и психологический виды стресса (Лазарус Р. Те-ория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л., 1970). Так, физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм, при этом нарушается гомеостаз, для восстановления которого используются прежде всего стереотипные висцеральные и нейрогуморальные механизмы. При психологическом же стрессе ответные реакции зависят от значимости ситуации для субъекта, от его интеллектуальных процессов и личностных особенностей, в силу этого они имеют индивидуальный характер и не всегда могут быть предсказаны. Так, например, в ситуации угрозы один будет реагировать гневом, а другой — страхом. В соответствии с этим происходит оценка действий, планируемых человеком. Такая оценка осуществляется в два этапа. На этапе первичной оценки определяется, что несет с собой стрессогенное событие: вред или потерю, как реальное повреждение или ущерб; угрозу, как то, что может в будущем причинить вред или привести к ущербу; вызов, как стимул к росту, овладению или получению выгоды. На этапе вторичной оценки, после определения, что несет с собой стрессогенное событие, человек приступает к анализу своих копинг-ресурсов и возможностей выбора. При этом прежде всего решается вопрос, в каком объеме есть доступ к ресурсам: физическим (здоровье и энергия), социальным (семья и друзья), психологическим (самоуважение и способность к решению проблем) и материальным (деньги и оснащение). При этом если человеку кажется, что у него хорошо развиты навыки копинга, реакция на физический стресс может прекратиться; в против-ном случае она будет развиваться. Диагностика. Для выявления предрасположенности к стрессу может служить, например, «Опросник переработки стресса» — Stressverarbeitungsfragebogen, который включает в себя шкалы: 1) снижение значимости; 2) отреагирование через сравнение с другими; 3) вина; 4) отстранение от ситуации; 5) заместительные потребности; 6) поддержание самооценки; 7) попытка контролировать ситуацию; 8) попытка контролировать реакции; 9) позитивные самоинструкции; 10) потребность в социальной поддержке; 11) тенденция устранения; 12) побег; 13) социальная изоляция; 14) мысленное прокручивание; 15) снижение активности; 16) жалость к себе; 17) самообвинения; 18) агрессия; 19) фармакология (Janke W., Erdman G., Boucsein W. Stressverar-beitungsfragebogen. Hogrefe, 1984). Синоним. Адаптационный синдром.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 561-562.

Литература:

Selye Н. The Stress of Life. N. Y.: McGraw'-Hill, 1956; Selye H. Stress in Health and Disease. Woburn, Mass.: Butterworth, 1976; Наенко H. И. Психическая напряженность. M.: Изд-во МГУ, 1976; Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976; Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976; Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981; Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Appley М. Н., Trumbull R. (Eds.) Dynamics of Stress: Physiological, Psychological and Social Perspectives. N. Y.: Plenum, 1986.

Понятие: