Бинцзя (РИЭ, 2015)

Бинцзя («Школа военной философии») — течение общественной мысли в Китае периода Чжаньго (453—221 до н. э.). Впервые упомянуто в «Ханьшу» (I в.), согласно которой Бинцзя зародилось в VI—V вв. до н. э. в среде военачальников. Не составляя самостоятельной философской школы, учение Бинцзя обобщало идеи конфуцианства, легизма, даосизма, натурфилосов (иньян цзя), моистов. Основа Бинцзя — взгляд на военное искусство как выражение общекосмических законов и инструмент регуляции общества.

Идеи Бинцзя развивались в трудах теоретиков военного искусства, из которых главными были «Сунь-цзы» Сунь У (VI—V вв. до н. э.) и «У-цзы» У Ци (IV в. до н. э.). В 1972 году в КНР был обнаружен ранее утраченный важный трактат «Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня», IV в. до н. э.), потомка Сунь У. Семь важнейших трактатов школы Бинцзя были в начале I тысячелетия окончательно объединены в «Семикнижие военного канона» («У цзин ци шу»), идеи которого составляли мировоззренческую и идеологическую базу традиционных военных и дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.

М. Ю. Ульянов.

Российская историческая энциклопедия.  Т. 2. М., 2015, с. 596.

Литература:

Караев Г. Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963; Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. М., 1977.; Кобзев А. И. Бин цзя // Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994; Китайская военная стратегия / Сост., пер., вступ. ст. и комментарий В. В. Малявина. М., 2002; Искусство управления / Сост., пер., вступ. ст. и комментарий В. В. Малявина. М., 2003. С. 192—222, 338—428.

Понятие: