Вальденсы (РИЭ, 2016)

ВАЛЬДЕНСЫ  (Valdenses) — религиозное еретическое объединение части маргинальных слоев западноевропейского средневекового общества. Название данной секты происходит, вероятно, от имени некоего полулегендарного купца из Лиона Пьера Вальда (Pierre Valdes, Petrus Valdus, Pierre Valda), последовавшего евангельскому завету и раздавшего все свое имущество беднякам, тем самым подав пример окружающим. В конце XII века в Лионе вокруг него сплотились все те, кто был недоволен социальным бесправием и порядками, царившими в католической церкви; с 1370-х годов объединение сторонников Вальда стало именовать себя «леонистами» (leonistes) или «лионскими бедняками» (pauperes Lugdunenses). Также в источниках встречается название «люди долин» (Vaudois), указывающее на принадлежность части участников к жителям Пьемонта и Дофине.

Движение, сперва носившее локальный характер, в течение Средних веков быстро захватило значительную часть Европы: последователи вальденсов проповедовали во Франции (главным образом, южных областях), Италии, Испании, Германии, Швейцарии; присутствие вальденсов прослеживалось в Болгарии, Венгрии, Валахии (см. Дунайские княжества) и Богемии (см. Чехия). Вальденсы призывали самостоятельно читать Священное Писание, отказавшись от посредников в деле постижения Откровения в лице священнослужителей. Ими были осуществлены переводы Библии на народные языки (инициатором выступил основатель движения); так называемые наставники (rectores) из числа наиболее образованных вальденсов создавали миссионерскую группу и занимались просвещением простых людей. Впоследствии они составляли ядро религиозной общины. Согласно донесениям инквизиции, в ряды вальденсов активно вступали представители низших сословий и обедневшие слои общества — мелкие ремесленники (сапожники, кузнецы, ткачи, полотнянщики) и торговцы, крестьяне и даже священники. Впрочем, были случаи, когда к аальденсам примыкали представители знатных семей.

Пламенное осуждение аальденсами пороков, имевших место в церкви, практики отпущения грехов за мзду и чрезмерной зажиточности духовенства вызывало недовольство иерархов, так как находило поддержку широких масс населения. Аскетизм адептов нового учения, именовавших себя «нищими духом» (pauperes spiritu), и их стремление вернуться к идеалам бедности и нестяжательства, свойственным раннехристианскому времени, не нашли понимания в церкви. Попытки вальденсов получить одобрение собственного учения со стороны римских понтификов (Александра III и Луция III) также не увенчались успехом. Обрушивались на них и крупнейшие богословы того времени, в том числе Алан Лилльский, посвятивший разбору доктрины вальденсов часть трактата «Против еретиков».

Более того, в 1184 году на Веронском соборе они были отлучены от церкви, а к началу XIII века признаны еретиками; начались массовые гонения и сожжения всех тех, кто публично или под пытками раскрывал свое кредо. Притеснения вальденсов продолжались вплоть до начала Реформации. По ряду идейных положений учение вальденсов принципиально отличалось от учения альбигойцев и катаров. А вот к гуситам они во многом были близки и поддерживали на протяжении XV столетия тесные контакты. Устойчивость движения к давлению со стороны церкви и светских властей, а также его все возраставшая популярность в народе побудили папу Иннокентия VIII в 1487 году снарядить против вальденсов крестовый поход. Впрочем, искоренить вальденсов так и не удалось, более того, к началу Реформации движение значительно окрепло и увеличило круг своих сторонников (в том числе за счет жителей заальпийского региона). Часть участников движения, ставшего к XVI веку общеевропейским, признала справедливость многих тезисов М. Лютера и У. Цвингли, тогда как другая, напротив, усмотрела в их суждениях радикальный взгляд на преобразование церкви. В итоге разногласия между итальянским и германским крылом вальденсов усиливались, однако в целом движение продемонстрировало поразительную жизнеспособность. Общины вальденсов существуют по сей день в различных регионах Европы и Америки. 

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016.

Литература:

Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв. СПб., 1912; Вульфиус А. С. Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма. Петроград, 1916; Montet E. De l’origine des Vaudois et de leur Littérature // Revue de l’histoire des religions. 1889. Vol. XIX. P. 203—219; Gonnet G. Les Relations des Vaudois des Alpes avec les Réformateurs en 1532 // Bibliothèque d’Humanisme et Renaissance. 1961. T. 23. №. 1. P. 34—52; Audisio G., Cameron E. Les Vaudois des Alpes: Débat sur un ouvrage recent // Revue de l’histoire des religions. 1986. Vol. 203. № 4. P. 395—409.

Понятие: