Калам (Ильичёв, 1983)
КАЛАМ (араб., букв.— речь, беседа), общее обозначение мусульманской схоластической теологии. В развитии калама можно выделить три этапа: ранний, домутазюгатский (конец 7 — начало 8 веков); период мутазилитов (конец 8 — середина 10 веков); классический период (10—12 века). Калам раннего периода близок его буквальному значению диалога с противником, особенно с последователями христианства и иудаизма, причисляемых исламом к «людям Писания» (ахль аль китаб). Воздействие подобных контактов на развитие калама можно усмотреть из «Спора христианина и сарацина» Иоанна Дамаскина: в этом сочинении фатализму раннего калама противопоставлен христианский принцип свободы воли. По мере усложнения взаимоотношений между религиозно-политическими группировками в исламе (мурд-жииты, хариджиты, шииты) определение ортодоксальных позиций значительно затруднилось. В период возникновения калама главными объектами споров были вопросы о больших и малых грехах, о предопределении (кадар). Произошло разделение на джабаритов, сторонников предопределения, и кадаритов, склонных признавать определенную свободу действия человека.
В основе калама мутазилитов лежал дух сомнения: «Когда спорят учёные, то правы обе стороны». Мутазилиты расширили круг обсуждаемых в каламе проблем, включив в него вопросы о первом творении, о единстве бога (таухид) и его атрибутах (сифат), развили учение об атомах и о «присвоении» (касб).
Идейными основоположниками ортодоксального калама явились Ашари и Матуриди (ум. 944). По словам одного из современников, «мутазилиты некогда высоко держали голову, но их царство кончилось, когда бог послал Ашари». Ашари, который первоначально был мутази-литом, защищал ортодоксальные воззрения ислама доводами, введёнными в оборот мутазилитами, и называл своё учение «средним направлением» (мазхаб аусат), отвергая всякие «крайности» (фатализм джабаритов, волюнтаризм мутазилитов и т. п.). Наиболее известными последователями Ашари были аль-Бакиллани (ум. 1013), Газали, аль-Джувайни (ум. 1085). Учение Матуриди принципиально мало отличалось от учения Ашари (знатоки насчитывали около полутора десятков формальных различий между ними); они получили распространение в разных областях халифата.
Окончательное оформление калама относится к середине 11 века: в 1041 году халиф аль-Кадир издал указ с изложением канонического символа веры, запретив спорить о взглядах, отклоняющихся от него. Последние излагались последователями калама — мутакаллималп в соответствии с принципом «била кайфа» («не спрашивай как»). В то же время наличие различных школ и постоянные контакты с представителями христианства, иудаизма и других вероучений способствовали развитию сравнительной теологии в рамках калама [труды по истории других религий и мусульманских ересей Абу Майсура аль-Багдади (ум. 1031), Ибн Хазма (ум. 1064), аш-Шахрастани (ум. Ибн Таймиййа (ум. 1328) и др.].
Усвоение каламом в 10—12 веках— в эпоху расцвета арабской философии — неоплатонической онтологии и аристотелевской силлогистики сопровождалось в то же время выработкой отрицательного отношения к философии в целом нашедшего своё законченное выражение в сочинении Газали. Калам отверг прежде всего представления о вечности мира и смертности души в аристотелизме и саму традицию независимого комментирования античных философов.
После периода общего упадка, связанного с монгольским нашествием (середина 13 —конец 14 веков), происходит известное возрождение и консервация формальных мыслительных схем классического калама. Поздний калам (15 век) развивается в русле мистики суфизма (исфаханская школа и другие течения шиитского калама).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Wolfson H. Α., The philosophy of the Kalam, Camb/ (Mass.) — L., 1076; см. также лит. к ст. Ислам.