Антропоцентризм (Василенко, 1996)

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthropos - человек и лат. centrum - центр)-1) В античной философии выразился в явно атеистическом положении. Человек есть мера всех вещей. (Протагор). 2) Убеждение, что человек - высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и низшей природой. Подобный антропоцентризм - уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. Этот окончательно оказавшийся в центре человек-явление очень небольшого калибра. (о. А. Шмеман). 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее, преодолел действие противящихся Богу сил хаоса, зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение-это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой - жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа. В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории спасения, но это-центральность искупленного, а не естественного человека.

Антропоцентризм здесь производен от христоцентризма. (См. также: Господство над природой).

Василенко Л.И. Краткий философско-религиозный словарь. М., 1996.