Пятидесятники в СССР

ПЯТИДЕСЯТНИКИ В СССР. Не имеют единой церковной организации, делятся на ряд направлений (деноминаций), последователи которых обычно недоброжелательно относятся друг к другу, действуют разрозненно, нередко всецело в зависимости от прихотей своих руководителей. Наиболее крупными деноминациями являются христиане веры евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры (ХЕВ) и евангельские христиане в духе апостолов. Немногочисленны по количеству последователей евангельские христиане пятидесятники-сионисты, евангельские христиане святые сионисты («мурашковцы»), субботствующие пятидесятники. До революции на территории страны существовали лишь небольшие группы евангельских христиан в духе апостолов. В 20-х годах довольно значительное распространение получили ХЕВ и отчасти пятидесятники-сионисты. В конце 30-х годов вместе с воссоединением народов Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики с СССР в состав нашего населения влились и распространенные в этом регионе ХВЕ, евангельские христиане святые сионисты и субботствующие пятидесятники. ХЕВ и ХВЕ в конце Великой Отечественной войны формально объединились, но реально все еще существуют довольно обособленно. Часть ХЕВ и ХВЕ в 1945 году, а часть христиан в духе апостолов в 1947 году присоединилась к Союзу евангельских христиан — баптистов (ЕХБ). Они лояльно относятся к Советской власти, зарегистрировали свои общины, поддерживают разнообразные контакты с зарубежными пятидесятниками. Другая их часть до сих пор существует самостоятельно, в основном нелегально. Евангельские христиане пятидесятники-сионисты, евангельские христиане святые сионисты и субботствующие пятидесятники на регистрацию своих общин не соглашаются. Всех неприсоединившихся к ЕХБ пятидесятников по их социально-политическим ориентациям можно разделить на две группы умеренные и крайние. Умеренные обычно признают законы Советского государства. Они убеждены, что «можно иметь духа святого и без дара языков», а потому против демонстрирования этих языков в общинах и за говорение ими дома, в семьях или «наедине с богом». Подобные взгляды свойственны большинству общин ХЕВ, ХВЕ, христиан в духе апостолов и субботствующих пятидесятников. С 1968 года наиболее лояльные общины неприсоединившихся пятидесятников регистрируются в качестве самостоятельных и независимых в церковном отношении от Союза ЕХБ местных объединений верующих. В настоящее время [в 1990 году] имеется уже около 200 таких общин, большая часть которых находится на Украине. Крайние пятидесятники нередко занимают экстремистские позиции по самым разнообразным вопросам. Они, например, отдают «на усмотрение личной совести каждого верующего» решение вопроса о службе в Советской Армии, поощряют отказывающихся от участия в голосовании при выборах органов Советской власти; свободу совести искаженно толкуют как ничем не ограниченную свободу религиозной деятельности, что подчас приводит к различным нарушениям советского законодательства. Молитвенные собрания пятидесятников проходят в крайне экстатической атмосфере и сопровождаются криками, видениями, «пророчествами», «слышаньем голосов». Дар разговора с богом на «иноязыках» они объявляют непременным атрибутом всякого «истинного дитя божьего»; лишенных его подвергают различным унижениям. Крайние пятидесятники не признают соглашений 1945 и 1947 годов с евангельскими христианами и баптистами, усиленно муссируют факты нарушения ими положений этого документа. Такие позиции занимает часть общин ХЕВ — ХВЕ, христиан в духе апостолов, а также большинство пятидесятников-сионистов и евангельских христиан святых сионистов.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 214-215.