Научный метод

НАУЧНЫЙ МЕТОД (от др.-греч. μέθοδος - способ, путь познания). Выделяются два подхода (стратегический и тактический) к дефиниции научного метода: 1) метод как способ, средство достижения цели и задач исследования; 2) метод как система принципов, правил, приемов и процедур познания.

Структура научного метода включает: методологические подходы и принципы; процедуры и операции, направленные на сбор, регистрацию, хранение, поиск, систематизацию и преобразование информации. Основу научного метода, по мнению большинства исследователей, составляют подходы и принципы (теория метода). Подход определяет основной путь решения исследовательской задачи, т. е. раскрывает стратегию исследования. В современной исторической науке используются различные подходы - эволюционный, системный, структурно-функциональный, модельный, цивилизационный, формационный и проч. Все методологические подходы связаны с определенными теориями познания.

Конкретное содержание научного метода выражают его принципы, процедуры и операции. Принцип рассматривают как определенное правило, исходное положение или норму. Например, один из принципов сравнительного подхода - принцип сопоставимости. Эволюционный подход основан на принципе историзма. Тесная взаимосвязь подхода и принципа обусловлена тем, что оба они соотносятся с теорией и гносеологией. Процедура - совокупность определенных операций. Операция - это некоторое простейшее действие (сводка, умножение и прочее).

В теории познания выделяются три уровня методов науки: всеобщий, общенаучный, частнонаучный. К всеобщим методам относят философские методы (подходы), которые лежат в основе всех познавательных процедур и позволяют дать объяснение процессам и явлениям природы, общества и мышления. К ним относятся, например, методы метафизики и диалектики. Метафизический подход отличается восприятием окружающего мира в его неизменности, без учета тех связей и отношений, которые влияют на его развитие. Диалектический подход, напротив, исходит из того, что окружающий мир постоянно изменяется и развивается. К общенаучным относятся методы, основанные на приемах формальной логики, а также на наблюдении и эксперименте. Они имеют универсальное значение и используются во всех науках. Третья группа - частнонаучные методы - это методы конкретной науки, которые непосредственно связаны с предметом науки, отражая его специфику.

Учитывая информационную природу процесса познания и характер решаемых задач, научные методы можно подразделить на: 1) методы сбора и регистрации информации; 2) методы систематизации и упорядочения; 3) методы преобразования (анализа и синтеза) информации. В дополнение к ним можно выделить: 4) методы хранения; 5) методы поиска; 6) методы передачи, которые носят в большей степени технический характер.

Первая группа методов включает приемы, связанные с нахождением источников информации, выявлением и регистрацией нужной информации на собственных носителях, что реализуется с помощью разных приемов, в том числе в истории с использованием методов выборки и формализации сведений источника и т. д. Методы систематизации и упорядочения важны с точки зрения организации ин-формационного массива исследования. Методы анализа и синтеза, необходимые для преобразования информации в новое качество, определяют научный результат исследовательской работы. Эффективность анализа зависит от уровня организации массива информации и его полноты, а также многообразия конкретных приемов преобразования, позволяющих актуализировать не только явную, но и скрытую информацию.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 323-324.

Литература:

Кедровский О. И. Методы построения теоретических систем знания. Киев, 1982; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Логические методы и формы научного познания. Киев, 1987; Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010; Мостепаненко М. В. Философия и методы научного познания. Л., 1972; Лукашевич В. К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1991; Савельева И. М., Полетаев А. В. Историк и время. В поисках утраченного. М., 1997; Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историко- антропологических исследованиях. Екатеринбург, 2005.