Абсолют (Ильичёв, 1983)

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Термин «абсолют» впервые был применён в конце 18 века М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для обозначения категории «бога, или природы» в философии Спинозы; введён в широкое употребление Шеллингом (1800). По содержанию понятие абсолюта близко к таким понятиям, как «перводвигатель» (Аристотель), «абсолютное „Я"» (Фихте), «непознаваемое» (Спенсер) и другие. Для Гегеля высшее определение абсолюта состоит в том, что абсолют есть дух, прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершённости в самосознании. Ведущее значение категория абсолюта приобрела у Брэдли и других сторонников «абсолютного идеализма», отождествляющих её с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчленённой форме и познаётся «непосредственным опытом». Брэдли отрицал личностный характер абсолюта и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишь её «основой» или «предпосылкой».

Диалектический материализм, отвергая представление об абсолюте как о неизменной и «самодостаточной» сущности, утверждает, что единственной бесконечной и неуничтожимой основой мира является вечно движущаяся и развивающаяся материя.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Понятие: