Агитпункты
АГИТПУНКТЫ, агитационно-просветительные пункты, создавшиеся в начальный период гражданской войны (1918) для агитационно-пропагандистской и политико-просветительной работы среди населения и, главным образом, красноармейских масс. Постановлением Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 13/V 1919 года агитпункты были юридически оформлены и приведены в систему. Для управления сетью агитпунктов и идеологического руководства ими, была образована (1919) Междуведомственная Коллегия при Наркомпросе и позднее преобразованная в самостоятельный, централизованный аппарат управления агитпунктами (Центральную Коллегию Агитпунктов), имевший свои, связанные с центром, управления агитпунктами при Политуправлениях фронтов и отдельных армий. Агитпункты организовывались, обычно, в особо важных узловых пунктах железной дороги и водных путей — на станциях, пристанях и т. д. — где, в период гражданской войны и связанной с ней разрухи транспорта, скоплялось огромное количество проезжающего населения и красноармейских частей. В своей агитационно-пропагандистской деятельности агитпункты руководствовались директивами органов РКП, выполняя их задания через основной кадр работников агитпунктов, создаваемых партией (коллективы пропагандистов, агитаторов и т. п.). Поэтому, содержание работы агитпунктов менялось в зависимости от общей политики партии в вопросах агитации и пропаганды (см. Агитация, Агитпроп). В период наибольшего развития деятельности агитпунктов (1919—1920) содержание их работы определялось той целью, которая стояла перед Советской властью — успешно окончить гражданскую и связанную с ней внешнюю (с Польшей) войну, мобилизовав для этой борьбы все сил страны; поэтому, вся работа агитпунктов этого периода идет под лозунгами: «Все на борьбу» и «Все на работу по продовольствию» и т. п. Внешние формы работы агитпунктов были многообразны и состояли, главным образом, в распространении литературы, организации бесед, митингов, лекций, справочно-инструкторского бюро, бюро жалоб и т. д. Агитпункты широко пользовались также художественно-изобразительными средствами (плакаты, карикатуры, стенные и устные газеты, агитационные пьесы и т. п.). Крупные агитпункты обслуживались большим штатом политработников и часто имели в своем распоряжении оборудованные театры, труппы и агитвагоны.
Кроме агитпунктов, прикрепленных к определенным местам, с первых же дней гражданской войны был создан подвижной аппарат агитации и пропаганды, организованный в государственном масштабе в виде агитационных поездов и пароходов ВЦИК (Агитпарпоезда ВЦИК). Первый агитпоезд («Военно-подвижной фронтовой литературный поезд им. Ленина») был оборудован Военным Отделом Издательства ВЦИК к августу 1918 года и 13 августа вышел в Казань, только что отбитую у чехословаков. В январе 1919 года Президиумом ВЦИК было выработано положение о «литературно - инструкторских поездах» и об инструкторах Народных Комиссариатов на этих поездах. В январе же 1919 года был сконструирован и руководящий орган по руководству работой литературно-инструкторских поездов и пароходов ВЦИК. Всего отделом агитпарпоездов ВЦИК было оборудовано 5 поездов и 1 пароход: поезд им. Ленина, совершивший поездки в район северо-западного края с декабря 1918 по март 1919 года, на Украину — с июня по август 1919 года и в Сибирь— с октября 1919 по январь 1920 года; поезд «Октябрьская Революция», совершивший с 29 апреля 1919 по 12 декабря 1920 года —12 поездок по европейским и сибирским губерниям РСФСР (во главе председатель ВЦИК тов. Калинин); поезд «Красный Восток», совершивший с 23 января 1920 по 9 марта 1921 года — 2 поездки в Туркестан; поезд «Советский Кавказ», совершивший с июля по октябрь 1920 года поездки на Северный Кавказ и в Азербайджан; поезд «Красный Казак», совершивший поездку на Дон и Кубань с апреля по июль 1920 года пароход «Красная Звезда», совершивший с июля 1920 по осень 1921 года — три поездки по Каме и Волге. Внутренняя структура агитпоездов и агитпароходов строилась следующим образом: главнейшим отделом агитпарпоездов являлся политический отдел, во главе с политическим комиссаром. Политотдел распадался на инструкторскую часть, включавшую инструкторов — представителей всех Наркоматов, ЦК РКП и ВЦСПС, и агитационно-лекторскую Коллегию, объединявшую агитаторов и лекторов. Политотделом агитпарпоездов велась основная политическая работа по инструктированию советских и партийных учреждений на местах и по проведению массовой агитации и лекционной работы среди населения. Не менее важным отделом являлось Бюро жалоб, руководимое представителем Наркомата РКИ. В непосредственной близости к Политотделу стояли: информационный отдел, проводивший работу по подготовке инструктажа и агитации, по сбору материалов и по учету работы Политотдела, и отдел «Роста», издававший стенную газету, листовки, воззвания и руководивший работой поездной радиостанции. Кроме этих отделов, агитпарпоезда включали и ряд подсобных: кинематографический, литературный склад, книжный магазин, выставочный отдел и др. Преимущество подвижного аппарата агитпунктов (агитпарпоезда) перед постоянными агитпунктами заключалось в том, что они были технически более оборудованы, снабжены более богатой литературой, обслуживались крупными политработниками и, наконец, могли охватывать в своей работе более обширные районы. Вместо агитвагонов включавшихся в поездной состав — для отправления на фронт, — постепенно, усилиями Военного Отдела Издательства ВЦИК были организованы целые агитпоезда, вначале украшавшиеся плакатами, а затем и расписывавшиеся. — После окончания гражданской войны и демобилизации Красной армии, аппарат агитпунктов был сильно сокращен. Управление агитпунктов передано было Агитационному Отделу Главполитпросвета и оставшиеся агитпункты перенесли центр тяжести своей работы с агитационно-пропагандистской на политико-просветительную. В настоящее время (1925) существует лишь 18 агитпунктов и один агитпоезд — «Октябрьская Революция», при проведении же значительных кампаний организуются временные агитпункты. В истории гражданской войны агитпункты и агитпарпоезда заняли видное место. В 1919—1920 годы не было ни одной более или менее крупной железнодорожной станции или пароходной пристани, где не работали бы агитпункты — Интенсивная работа огромной сети агитпунктов, а также политико-просветительное и агитационное значение поездок агитпарпоездов сыграли огромную роль в организации той силы классового сознания, которая явилась одним из крупных факторов, содействовавших успешному окончанию гражданской войны. Об агитпарпоездах см. брошюру: «Агитпарпоезда ВЦИК», ГИЗ, 1920.
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 423-426.