Святость (Слободяник, 2001)

СВЯТОСТЬ. Напомним слова Писания: "Старайтесь иметь мир и святость со всеми, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12:14). Да, братья! Не имеющие святости могут быть и верующими, и добродетельными, и носить высокий сан служения, занимать важное положение в церкви, но Господа не увидят... И это не мнение человека; так говорит Дух Святой через Своего служителя, ап. Павла. Это серьезнейшее предупреждение (G) всем, кто хотел бы разделить вечность со Христом. Это говорит о том, что святость настолько важная составляющая нашего духовного состояния, что без нее, как и без любви, никто не увидит Господа — все ничто! (1   Кор. 13:1).

Но чтобы я был уверен, что святость я имею, мне, да и всем нам, нужно ясно понимать, что такое святость? Святость — это идеальная духовная и нравственно непорочная чистота, совершенство чистоты. Иметь святость, это значит — сохранять идеальную чистоту, непорочность в поведении, в мыслях, в чувствах.

Хотя святыми в православном вероучении называют и различных служителей церкви в зависимости от ранга (чина), но настоящая святость, во свете Слова Божьего, заключается не в чинах, не в исполняемом служении, а в состоянии личной духовной чистоты. Например, в Сардисе сам Ангел (пресвитер) церкви не был святым, или был, но утратил святость, а несколько человек из этой большой церкви сохраняли святость (Откр. 3:1-4).

Конечно, идеальная святость, абсолютная чистота и непорочность только у Бога. Люди по своей человеческой природе не могут сохранить идеальной непорочности: написано — "все согрешили..." и кто говорит, что не имеет греха, тот обманывает и себя и других. Однако, это не значит, что святость иметь невозможно. Если в технике нет ничего идеально точного, то есть точность возможная, и ее, там где нужно, достигают. Так и в нашей жизни духовной, если невозможно иметь святость идеальную, то можно иметь святость возможную, и вот об этой святости идет речь в нашей теме.

Конечно, могут сказать, что "святость возможная" — понятие растяжимое, но на это ответим, что в нашем быту, хотя идеально белого и не существует, но все же, что есть белое и черное мы хорошо различаем. Вот также отличается и святость от порочности, чистота от нечистоты. Бог сердцеведец и хорошо знает, что человеку возможно и что невозможно, что посильно и что непосильно. И если человек не может достичь идеального, то это не значит, что он не должен достигать и того, что ему посильно.

В крещении мы не обещаем служить Богу идеально и такого обещания от нас Бог и не требует; но мы обещаем служить Богу добросовестно и этого вполне [33 достаточно, если выполняем.

Следовательно, святость — это чистота во всех отношениях: в мыслях, совести, в желаниях, чувствах, в поступках, в речи, в отношениях с людьми. Словом — во всем — чистота. И тот, кто этой чистоты не имеет, кто об этом не старается, тот должен понять, что он делает, ибо туда, куда мы стремимся, не войдет ничто нечистое (Откр. 21:27).

В дни апостолов верующих нередко называли святыми (Деян. 9:32; 1 Петр. 2:9 и др.). Я думаю, что это было не просто название верующих, а называли их святыми потому, что они и в действительности были такими.

А как нас следует называть, по справедливости?

Слободяник В.А. Кодрант. Словарь Библейских понятий, 2001, с. 14-16.

Понятие: