Пятидесятники (Митрохин, 1990)

ПЯТИДЕСЯТНИКИ — последователи одного из позднепротестантское христианское вероисповеданий. Особое значение в религиозной жизни придают так называемым дарам святого духа. По Библии впервые эти дары были получены учениками Иисуса Христа (апостолами) в Иерусалимском храме на древнееврейский праздник пятидесятницы (отсюда и название — пятидесятники). В наши дни, согласно учению пятидесятников, дары даются через крещение духом святым лишь истинным последователям сына божьего в качестве постоянного средства служения ему. Внешним признаком крещения духом святым пятидесятники признают, как правило, глоссолалию — «разговор с богом на незнакомом языке». Первые пятидесятники появились в США в начале 20 века, когда часть проповедников движения святости начала учить, что за «вторым благословением», или освящением, должно последовать «третье благословение», еще более сильное религиозное переживание,— крещение духом святым, сопровождаемое глоссолалией, которая потом может постоянно повторяться у испытавших данное крещение. Это привело к возрождению идей ривайвелизма. Возвращение духовных даров, других атрибутов древней церкви начинает мыслиться как признак возвращения «полной», совершенной евангельской церкви и близости второго пришествия Иисуса Христа. Именно в движении святости и американском ривайвелизме сформировались все основные идеи пятидесятничества. Формально история пятидесятников началась 1 января 1901 года, когда в библейской школе в Топеке (Канзас) на занятиях сторонника движения святости Ч. Пархема одна из его учениц, Агнесса Озман, получила «третье благословение» и стала говорить на «китайском языке». Вслед за ней «эпидемия» глоссолалии охватила всю школу. После этого Пархем стал со своими бывшими учениками проповедовать пятидесятничество в южных штатах США. Одним из учеников Пархема был негр Д. Сеймур, который проповедовал идеи «святой пятидесятницы» в заброшенном здании методистской церкви на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе. Три года продолжались экстатические моления, привлекавшие тысячи приезжих (негров и белых) со всех концов США, испытавших здесь глоссолалию. Многие из них стали затем основателями различных пятидесятнических церквей не только в США, но и в Скандинавии, Англии, Индии, Чили. В начале пятидесятники выступали в роли духовной элиты разных церквей, из которых вышли, но вскоре они начали организовывать свои церкви. Сама доктрина пятидесятничества создает предпосылки для возникновения все новых и новых конфликтующих друг с другом харизматических авторитетов. Отличия пятидесятнических церквей друг от друга связаны, во-первых, с количеством божьих благословений («духовных кризисов»), а во-вторых, с формулой водного крещения. Пятидесятники, вышедшие из церквей святости, верят в три благословения — обращение, освящение и крещение духом святым. Пятидесятники из бывших баптистов и некоторых других церквей признают лишь два благословения — обращение и крещение духом святым. Крупнейшей из церквей пятидесятников двух благословений являются Ассамблеи бога. По формуле проводимого водного крещения пятидесятники делятся на тринитарианцев (см. Тринитарианство) и унитарианцев (см. Унитарианство). Однако такое членение не охватывает все пятидесятнические церкви. Среди них есть и такие, которые фактически выходят за пределы христианства, имеют свои причудливые мифологии и часто изуверскую культовую практику. С начала 60-х годов в США, а затем и в других странах отмечается новое явление — глоссолалия начинает распространяться в традиционных протестантских церквах (епископальной, американской лютеранской, объединенной методистской, объединенной пресвитерианской и других), а с 1966 года — и среди католиков. Новые пятидесятники не порывают со своими церквами, их глоссолалия получает более или менее официальную санкцию. Однако они создают свои внутрицерковные организации и устанавливают контакты с собственно пятидесятническими церквами. Несмотря на разнообразие доктрин и большое значение личностных особенностей руководителей, пятидесятнические церкви все время развиваются в рамках фундаментализма. В настоящее время пятидесятники в мире представлены большим количеством разнообразных самостоятельных церквей и сект, руководители которых довольно регулярно (через каждые 2—3 года) собираются на Всемирные пятидесятнические конференции. Пятидесятники — наиболее динамичная разновидность протестантизма, бурно растущая за счет использования чувства неудовлетворенности людей своим индивидуальным и общественным бытием, потери ими личностной и социальной перспективы пятидесятники, насчитывающие более 50 млн приверженцев, имеют последователей на всех континентах и почти во всех странах мира.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 212-214.