Петрашевцы (Фролов, 1991)

ПЕТРАШЕВЦЫ — участники политического и теоретического движения русской интеллигенции 2-й половины 40-х гг. 19 в., оппозиционного самодержавию. Деятельность П. проходила в кружках: центральным был кружок Петрашевского, главы и вдохновителя движения. Оно не было единым, в нем было два крыла: революционное и либеральное. К числу наиболее активных П. принадлежали Н. А. Спешнев, Н. А. Момбелли, И. М. Дебу, Д. Д. Ахшарумов, В. А. Головинский, А. В. Ханыков, П. Н. Филиппов, Н. С. Кашкин, Н. П. Григорьев, а также Достоевский и др. Движение было разгромлено в 1849, и царские, власти жестоко расправились с его участниками. Из вопросов, обсуждавшихся в кружках П., главным был вопрос о ликвидации крепостничества и монархии. Мн. П. были сторонниками наделения крестьян землей и установления революционным путем республики. Они резко осуждали эксплуатацию трудящихся, несправедливость властей и помещиков, жандармский произвол и отсутствие в России элементарных демократических свобод. П. критиковали буржуазный строй, отмечали, что капитализм несет народам новые страдания. П.-революционеры были социалистами-утопистами, подчеркивали, что социализм — закономерный продукт развития общества. Они были сторонниками крестьянского общинного социализма, пропагандистами идей Фурье в России, видели путь к социализму в народной революции. В философии П. стояли на материалистических позициях. Решающее влияние на них оказали Белинский, Герцен и Фейербах. В библиотеке П. было много книг, запрещенных к ввозу в Россию, среди которых основное место занимали сочинения по философии, социологии, социализму, политэкономии, в т. ч. истории революционных движений, «Нищета философии» Маркса и «Положение рабочего класса в Англии» Энгельса. В трудах П. излагаются основные принципы материалистической онтологии и гносеологии, критикуются различные формы идеализма и религии: Канта, Гегеля, Шеллинга, Фихте, религиозные наслоения во взглядах Фурье и Фейербаха. П.-материалисты были пропагандистами научного знания. Они высказали ряд ценных мыслей о роли личности и народных масс в истории, о законах развития общества, о роли знания и науки. Движение П.— важный этап на пути укрепления идеологии революционного демократизма в России.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 340.

Понятие: