Пуританизм (Митрохин, 1990)
ПУРИТАНИЗМ (от лат. purus — ЧИСТЫЙ, puritas — чистота) — сложившееся во второй половине 16 века в Англии оппозиционно-религиозное движение (соответственно и его идеология) за более последовательную реформацию англиканской церкви, «очищение» ее от черт, унаследованных от католицизма. Пуританизм существовал как внутри англиканства (база будущей «низкой» церкви), так и вне его — в сектантстве. В последующем он чаще идентифицируется с сектантскими движениями, испытавшими влияние главных течений Реформации: лютеранства, анабаптизма и в наибольшей степени кальвинизма. Поначалу пуританизм был движением за упрощение пышной церковной обрядности, отказ от литургии в пользу проповеди и т. п. По мере обострения социального кризиса его требования обретают более радикальный и политический характер: упразднение епископата, выборность клира, отделение церкви от государства, установление свободы религии, невмешательство гражданских властей в дела общин, устранение аристократических привилегий. Пуританизм стал массовой формой выражения и обоснования антифеодальных социальных требований и сыграл решающую роль в идеологической подготовке и обеспечении Английской революции 17 века. Его политеским выразителем стала партия индепендентов. По конфессиональному составу пуританизм был неоднороден — он охватывал пресвитериан «сепаратистов» (конгрегационалистов и других сторонников полной независимости церкви от государства), баптистов, а позже квакеров и приверженцев некоторых других сект. Предпринятая после упразднения монархии попытка Кромвеля утвердить пресвитерианство в качестве государственной религии вызвала противодействие среди самих республиканцев и раскол в пуританском лагере. Это облегчило реставрацию в 1660 году Стюартов и восстановление англиканства как официальной религии, что положило конец пуританизму как идейно-политическому движению. Однако влияние пуританизма сказалось на принятии Закона о веротерпимости 1689 года, снимающего запрет на деятельность протестантских сект (кроме унитарианцев). Пуританизм получил распространение в Шотландии, Ирландии и Северной Америке, куда вследствие религиозных гонений переселились в 20—30-е годы 17 в. многие конгрегационалисты, основавшие ряд так называемых пуританских колоний Новой Англии. Американский пуританизм, отличавшийся нетерпимостью к инаковерию и склонностью к теократии, был в начале 18 века подорван усилением религиозной неоднородности населения колоний и успехами борьбы за веротерпимость. Историческая роль пуританизма связана с утверждением принципа конгрегационализма в англо-американском протестантизме, а также пуританского образа жизни, опирающегося на такие религиозно-этической ценности, как доктрина призвания, осуждение праздности и расточительства, культ трудолюбия и делового успеха, упорство в осуществлении целей, стоическое отношение к жизненным неудачам. Как культурно-исторический феномен, пуританизм является важным фактором формирования и компонентом американского национального характера.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 211-212.