Персонализм (Фролов, 1991)
ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona — личность) — современное философское течение, использовавшее мотивы монадологии Лейбница и получившее распространение в буржуазной философии конца 19 — начала 20 в. Отличительной чертой персонализма является признание «личности» первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем «личность» понимается как духовный первоэлемент бытия. Согласно концепции персонализма, природа — совокупность духов-«личностей». «Верховная личность» в П.— это всемогущий бог (Персонализм в конечном счете выступает как разновидность теизма). Основателем персонализма в США был Б. Боун (1847—1910). К персонализму в США примыкали также М. Калкинс (1863—1930), А. Кнудсон (1873-1954). Его главные представители в американской философии: лидер калифорнийской школы Р. Флюеллинг (1871 — 1960) и лидер бостонской школы Э. Брайтмен (1884—1954). Все они тесно связывают персонализм с протестантской теологией. В Англии наиболее известным представителем персонализма был X. Керр (1857—1931), в Германии — психолог В. Штерн (1871 — 1938). Однако в их учениях нет характерной для амер. персоналистов прямой связи с теологией. Основная социальная задача, согласно персонализму, заключается в том, чтобы преобразовать «личность», т. е. способствовать ее духовному самосовершенствованию. Особую позицию занимает группа французских персоналистов; ее основатели: Э. Мунье (1905—1950), Ж. Лакруа (р. 1900). Эта группа интеллигенции, объединившаяся вокруг журнала «Esprit» (основан в 1932), представляет левые католические круги, которые участвовали во французском движении Сопротивления, а в 70-х гг. выступили в защиту мира и буржуазной демократии.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 339.