Навигационные акты

НАВИГАЦИОННЫЕ АКТЫ - ряд постановлений английского парламента, направленных на поощрение и охрану от иностранной конкуренции морской торговли и промышленности Англии. Навигационные акты издавались в 1381, 1382, 1488-89, 1532, 1540, 1563 1650, 1651, 1660, 1663, 1672 и 1696 годы. Важнейшие из них - навигационных актов 1650 и 1651 годов, относящиеся к эпохе английской буржуазной революции, и навигационные акты 1660 года, изданный после реставрации.

В соответствии с навигационными актами "О поощрении и об упорядочении торговли английского государства", изданным 1. VIII 1650 года, были назначены комиссары, составлявшие постоянный совет, который должен был наблюдать за производством отечественных товаров и за торговлей, заботиться о поддержании активного торгового баланса, установлении пошлин и т. п. Навигационный акт 1650 года был издан сроком на 1 год. В том же году был издан другой навигационный акт, запрещавший иностранцам торговать в английских колониях без правительственного разрешения.

В узком смысле навигационным актом называется изданный 9. X 1651 года "Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания английской нации". Издание этого акта было вызвано обострением англо-голландского морского и торгового соперничества. К середине 17 века Голландия захватила в свои руки как рыболовство в Северном море, так и мировую транзитную торговлю. Создалась угроза английской торговле, промышленности и мореплаванию, переживавшим кризис в результате гражданской войны, предшествовавшей провозглашению в Англии республики (1649). Стремясь парализовать голландскую конкуренцию, Англия предложила Голландии объединиться в одно государство. Это на деле означало бы полное хозяйственное и политическое подчинение Голландии её конкуренту. Голландская буржуазия; естественно, не могла согласиться на английское предложение, и переговоры были прекращены. Навигационный акт 1651 устанавливал следующие правила ввоза в Англию и ее владения иностранных товаров: 1) товары, произведённые в Азии, Африке или Америке, могли быть доставлены исключительно на английских кораблях, причём капитан и большинство матросов должны были быть английскими гражданами; 2) товары, произведённые в Европе, могли доставляться либо на английских кораблях, либо на кораблях, принадлежащих гражданам той страны, где эти товары произведены. Далее, иностранцам запрещалось перевозить товары из одного английского порта в другой. Английским гражданам было разрешено вывозить товары из портов Испании и Португалии и вывозить из голландских портов шёлковые товары, купленные англичанами в Италии. Специальный раздел акта был посвящен рыболовству. В Англию и её владения разрешалось ввозить на английских судах рыбу, пойманную англичанами. Нарушение постановлений акта влекло за собой конфискацию товаров и корабля. Навигационный акт 1651 года, равно как и акт 1650 года, направленный в первую очередь против Голландии, был расценён голландскими Генеральными штатами как враждебный акт. В начавшейся войне (1651-54) Голландия была побеждена и договором 1654 года признала навигационные акты, наносившие большой ущерб её морской торговле и облегчавшие дальнейшее развитие английского мореплавания и торговли с колониями.

"Акт о поощрении и развитии кораблестроения и мореплавания" (1660), изданный при Карле II, повторял навигационный акт 1651 года и, кроме того, предоставлял английским кораблям монопольное право перевозки товаров между Англией и колониями и запрещал вывозить ряд товаров из английских колоний за границу; в дальнейшем список этих товаров неоднократно расширялся.

Навигационные акты сыграли важную роль в осуществлении общей политики меркантилизма и протекционизма и в успешной борьбе Англии против Голландии; история этой борьбы "есть история подчинения торгового капитала промышленному капиталу" (К. Маркс). Навигационные акты были отменены лишь в середине 19 века, когда быстро развившийся английский капитализм перестал нуждаться в законодательной охране от иностранной конкуренции.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Понятие: