Евгеника (Кузнецов)

ЕВГЕНИКА (от греч. eugenēs — благородный (по происхождению); породистый) — наука об улучшении генетической природы человека или социальное движение, ставящее цель улучшить наследственное здоровье человека. Это движение восходит по меньшей мере к Ликургу, полулегендарному основателю Спарты, рекомендовавшему согражданам не оберегать жизнь детей с ослабленным здоровьем. Е. ставит перед собой две различные задачи. Позитивная евгеника заключается в попытке улучшить человеческую «породу» за счет приближения среднего уровня к уровню лучших ее представителей. Негативная евгеника может состоять в удалении из генофонда генных комбинаций, признанных вредоносными. Поскольку Е. подразумевает направленное изменение репродуктивной практики всей популяции, то она из сферы научного обсуждения необходимости и возможности евгенической практики переходит в политику, религию и философию.

Возникновение Е. в ее онаученных формах связывают с Ф. Гальтоном (1822—1911), полагавшим, что селекция — путь к улучшению человеческого рода. Им был сформулирован тезис о соотношении природных свойств и воспитания, в котором доминирующая роль в формировании личности отводилась врожденным качествам. Основную трудность для реализации евгенической программы Гальтон видел в том, что, в отличие от животных, людей нельзя насильно скрещивать. Преодоление этого препятствия он связывал с возведением Е. в ранг религии, когда люди при осознании своей евгенической ценности вступали бы в браки или отказывались от размножения. Пропаганда Е. в целом увенчалась успехом. В конце жизни Гальтона евгеническое движение имело своих представителей во многих странах мира.

Евгеники XX в. постарались связать прин-ципы Гальтона с законами Менделя, а затем с хромосомной и молекулярной генетикой. Интерес к Е. был значительным в первой четверти 20-х гг. XX в., в период накопления данных по наследованию признаков у человека. Евгеническое движение в России организационно оформилось в 1920 г., когда по инициативе Н.К. Кольцова в Москве было создано Русское евгеническое общество, вскоре при его участии начал выходить «Русский евгенический журнал». Второй центр возник в Петрограде, где Ю.А. Филипченко организовал Бюро по Е., ставшее, в сущности, отделением Русского евгенического общества. Бюро имело свой печатный орган «Известия Бюро по евгенике при Российской Академии наук». Еще одним учреждением, занимавшимся Е., был Медико-биологический институт (с 1935 г. — Медико-генетический) под руководством С.Г. Левита. В целом речь шла главным образом о решении сугубо научных программ. И хотя многие из них не лишены определенного упрощенчества, а иногда и противоречий, однако на фоне подобных исследований того времени в других странах подходы наших ученых отличались прогрессивной направленностью, более строгим научным характером и демократической, гуманистической интерпретацией результатов.

Выйдя за пределы научного мира, Е. быстро стала обретать свой второй смысл, ее стали связывать с расизмом, нацизмом и фашизмом. В XX в. были попытки внедрить принудительную Е.: в фашистской Германии Е. приобрела формы геноцида, в США в ряде штатов внедрены законы о стерилизации слабоумных, особые иммиграционные законы, ограждающие «высшую» англосаксонскую расу. Сингапур уже около 10 лет проводит евгеническую политику, там, в частности, разработана программа поддержки и воспроизводства интеллектуальной элиты. Постепенно вытесняя научное (рациональное) общественное содержание термина, идеологический штамп настолько прочно вошел в общественное сознание, что начиная с 60-х гг. XX в. термин «Е.» практически не используется в научной литературе.

В современной науке многие проблемы Е. решаются в рамках медицинской генетики, которую следует отличать от Е. Последняя подразумевает изменение репродуктивной практики всей популяции, а медицинская генетика имеет целью диагностику индивидуальных или семейных наследственных болезней, на постнатальной стадии не устраняет носителей дефектных генных комбинаций, ставя целью снятие симптоматики заболевания у данного пациента. 

Благодаря прогрессу науки появились новые принципиальные возможности для проведения евгенических мероприятий. Современная наука может определять последовательность нуклеотидов в ДНК, становится возможным отбор против скрытых, внешне здоровых, носителей рецессивных генных комбинаций. Кроме того, современные методики позволяют определить генотип у плода в утробе матери. При обнаружении серьезного генетического дефекта можно сделать аборт. Новые методики репродукции человека, в частности оплодотворение in vitro, открывают возможности для евгенических манипуляций, т.к. позволяют контролировать генотип оплодотворенной яйцеклетки. В будущем, вероятно, можно будет направленно изменять геном с помощью методов генной инженерии, что устранит необходимость отбора. Данные факты позволяют говорить о формировании неоевгеники — достижении евгенических целей средствами современных генных технологий.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 159-160.

Понятие: