Протестантская этика (Митрохин, 1990)
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин «протестантская этика» и его эквиваленты («кальвинистская мораль», «пуританская трудовая этика») не характерны для богословской лексики — они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства, наглядно демонстрируя его буржуазный характер. Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепциях благодати, предопределения, призвания и т. п. Основанные на них принципы нравственности, являясь исторически первыми формами буржуазного сознания, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Протестантская трактовка благодати представила жизненную судьбу и спасение человека заранее определенными немотивированным решением бога, что автоматически отрицало автономию человеческой деятельности и значение для спасения «добрых дел» католицизма, среди которых главными были оказание поддержки церкви и выполнение ее предписаний. Согласно протестантизму, основными симптомами избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности получения большей — значит согрешить перед богом.
Протестантская этика освятила труд и осудила «праздность», практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг (т. е. главным образом экспроприированных крестьян), оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы. Трактовка профессии как ответа на требование («призыв») бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из «добрых дел», протестантизмом осуждалось — милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость — расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств и знать, что лучший способ угождения богу — получать возможно большую прибыль. Принципы протестантской этики служили основанием и аргументами социальной критики, которая имела антифеодальную направленность, но была буржуазно ограниченной. Осуждение лености относилось и к людям, живущим лишь рентой, и к ростовщикам, но не распространялось на живущих за счет банковского процента. Грамотность была угодна богу (в ряде пуританских колоний Америки в 17 веке были приняты законы об обязательном начальном образовании), но, поскольку главным ее назначением было освоение писания, протестантизм выступал против секуляризации школы. Антипросветительский характер протестантской этики проявился и в осуждении театра, живописи, светской литературы, развлечений как непродуктивной траты времени и средств, однако эти виды деятельности были нравственно оправданы, если становились источником дохода. Буржуазное обществоведение 19 века обратило внимание на социальный смысл протестантской этики, но оценивало ее односторонне и часто абсолютизировало ее роль в становлении буржуазного общества (У. Коббет, Дж. Тониоло и др.). Кульминацией такого подхода явились в начале 20 века исследование «Протестантская этика и дух капитализма» и другие работы М. Вебера, в которых делалась попытка доказать, что протестантская этика была решающим фактором возникновения капитализма и быстрого экономического развития Запада. Социально-этические идеи протестантизма явились духовным выражением новой тенденции обществ, развития и в таком качестве действительно сыграли важную (но не решающую) роль в становлении капитализма, его идейном оправдании, в формировании дисциплины и культуры труда. Одновременно они отразили психологию и надежды широких слоев тружеников и в определенной мере воплотили обще-человеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной людям деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях и др. В контексте религ. мировоззрения эти компоненты фрагментарны, деформированы и в значительной мере подчинены интересам буржуазии. В 20 веке усиливается чисто идеологическое использование протестантской этики. Современные фундаменталисты, спекулируя на традиционных протестантских идеях трудолюбия, справедливости, бережливости, критикуют социальные программы помощи низам за счет налогоплательщиков как несправедливые в отношении к работающим, защищают патриархальные ценности (безраздельную власть отца в семье, неравноправие женщин и пр.), представляют безработицу и бедность следствием лености и нежелания обрести профессию или хорошо трудиться. Идейно-политическая роль протестантской этики противоречива и исторически меняется.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 209-211.