Осквернение
ОСКВЕРНЕНИЕ. Из сохранившихся до нашего времени надписей нам известны самые различные предписания относительно доступа в определенные священные места. Так, в Афинах на агоре и у многих храмов стояли алтари. Рядом с ними располагались т.н. периррантерии (perirrhanteria, ед.ч. perirrhanteriori) — установленные на колоннах специальные мраморные чаши, водой из которых люди могли провести ритуальное очищение, перед тем как вступить на сакральную землю. На афинском Акрополе обнаружено около 50 периррантериев с посвятительными надписями. Люди, подвергшиеся той или иной форме осквернения религиозного характера (miasma), на протяжении нескольких дней не допускались в священные места, что также могло ограничивать их участие в политической жизни Афин. К наиболее распространенным видам религиозного осквернения, препятствовавшим допуску в священные места, относились роды, контакт с роженицей и контакт с покойником. На священную землю не допускались также люди, носившие определенную одежду, недавно вступавшие в половую связь, подверженные определенным заболеваниям (включая безумие), принимающие в пищу определенные продукты, а также имевшие при себе определенные виды оружия или изделия из определенных металлов. В пределах священной земли половые сношения, рождение и смерть находились под строгим запретом. Нарушение правил, связанных с осквернением, грозило различными проявлениями божественного гнева, такими как гибель посевов, бесплодие (женщин и животных), болезни и войны.
Очистительные церемонии совершались не только в качестве реакции на осквернение, но и в ходе подготовки к определенным событиям, таким как, например, начало народного собрания — экклесии (ekklesia) в Афинах. Подобные символические церемонии могли представлять собой жертвоприношения животных, окропление водой, омовение и курение благовоний.
Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 378.