Студенчество

СТУДЕНЧЕСТВО - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных признаков и специфики труда (учебы). В качестве основания выделения студенчества в самостоятельную группу социальную может рассматриваться ее особое место в общественном воспроизводстве. Студенчество принадлежит особая роль в формировании интеллигенции, в воспроизводстве среднего класса общества. Важным группообразующим признаком студенчества является особый тип студенческой субкультуры, отличающийся от других молодежных субкультур.

Студенчество представляет собой неоднородную группу, дифференцированную в соответствии с типом учебного заведения, в котором студенты учатся (среднее, высшее); с формой обучения (дневная, вечерняя, заочная), с особенностями приобретаемой профессии, а также с определенными социально-демографическими признаками.

Общей мировой тенденцией в эпоху постиндустриального развития является рост численности студентов. Однако воспроизводство профессиональных групп за счет выпускников высших и средних учебных заведений происходит непропорционально. В определенные периоды, связанные с интенсивным развитием тех или иных отраслей знания, наблюдается увеличение количества студентов, приобретающих общественно-значимые и популярные профессии. Традиционно студенчество представляло собой наиболее передовую и активную часть молодежи. Его всегда отличал не только относительно высокий уровень образования, но и степень внутригрупповой интеграции, что во многом обусловливало его участие в массовых освободительных, революционных, демократических и протестных движениях (пацифисты, «зеленые» и др.).

Социально-экономическая трансформация российского общества предопределила существенные изменения в облике и качественном составе студенчества. Интенсивные процессы социального расслоения по уровню жизни оказывают заметное влияние на дифференциацию их интересов, потребностей, ценностных ориентации, мировоззрения и образа жизни. Современная реформа образования в России имеет весьма противоречивые последствия: с одной стороны, она расширила возможности выбора различных форм образования: с другой — ограничила его доступность для многих групп молодежи. Появились новые основания для конфликтов между институтом образования и студенчеством. Их причиной все чаще становится ущемление коренных интересов студенчества. Введение платных форм обучения в сочетании с ростом цен на жилье, транспорт и прогрессирующим снижением жизненного уровня большинства семей ограничивает возможности в получении желаемого образования. Мизерные стипендии не позволяют удовлетворить самые элементарные потребности, в том числе в приобретении необходимой литературы. В силу неприспособленности системы образования (исключая вечернюю и заочную формы) к совмещению учебы с трудовой деятельностью, вторичная занятость вступает в конфликт с основным занятием студентов — учебой. В итоге заметно снижается качество подготовки специалистов. Одновременно ущемляются интересы студенчества, связанные с досугом. Заметно сокращается время, необходимое на восстановление физических сил. В особо трудном положении оказываются семейные студенты. Необходимость материального обеспечения семьи обостряет межролевой конфликт, который часто разрешается в пользу работы.

Расширение самостоятельности средних и высших учебных заведений в определении содержания и продолжительности курса преподаваемых дисциплин часто препятствует получению равных по объему и качеству знаний студентов государственных и негосударственных учебных заведений, а также студентов, живущих в разных регионах страны. Двоякое выражение имеет несоответствие системы образования потребностям рынка труда. С одной стороны, студенты обучаются профессиям, не находящим применения в условиях кризиса производственно-экономической сферы. С другой — коммерциализация системы образования и превращение ее в сферу услуг ведет к перепроизводству престижных специальностей. В обоих случаях трудоустройство выпускников как государственных, так и негосударственных учебных заведений проблематично. Сохраняется напряженность во взаимодействии между системой образования, студенчества и потребностями армии. При этом затрагиваются фундаментальные ценности (патриотизм, чувство долга, самореализация личности, развитие способностей), что отражается в мотивационной сфере сознания. Проблемы, с которыми сталкивается современное российское студенчество, периодически становятся причиной его социального протеста (митинги, забастовки). Однако они носят, как правило, разовый характер и не являются массовым движением.

Ю.А. Зубок

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 509-510.

Литература:

Соц-я молодежи: Учеб. СПб., 1996; Зубок Ю.А. Соц. интеграция молодежи в условиях нестабильности. М., 1998; Чел. и образование в совр. России: Социол. очерки. Сб. СПб., 1998; Ковалева А.И., Луков В.А. Соц-я молодежи: теор. вопр. М., 1999; Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в обществ, воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

Понятие: