Нокса план

НОКСА ПЛАН - проект «нейтрализации» железных дорог в Манчжурии; был выдвинут государственным секретарём США Ноксом в 1909 году. Нокса план выражал стремление США ликвидировать сферы влияния России и Японии в Китае и тем самым способствовать усилению американских позиций в Манчжурии при помощи политики «открытых дверей».

Нокса план представлял собой широкий американский проект экспансии под видом «нейтрализации» манчжурских железных дорог, которая должна была быть осуществлена путём выкупа китайским правительством всех принадлежащих иностранцам железных дорог в Манчжурии, включая КВЖД и ЮМЖД, на средства, предоставляемые Китаю в порядке международного займа шестью наиболее заинтересованными державами: США, Англией, Францией, Германией, Японией и Россией; выкупленные дороги должны были перейти в собственность китайского правительства, а управление ими должно было быть передано объединённой международной комиссии из представителей стран - участниц займа.

На случай отказа России и Японии от «нейтрализации» Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской железных дорог Hокс предложил и второй вариант своего плана: совместное англо-американское строительство железнодорожной магистрали Цзиньчжоу - Айгун (к самой русско-китайской границе). Данный вариант показывал, что Нокса план направлен прежде всего против России. Японии было даже предложено участвовать в строительстве Цзиньчжоу-айгунской дороги. В 1909 году английская и американская банковские группы объединились для получения от Китая концессии на сооружение железной дороги от Цзиньчжоу до Айгуна, на что было получено в январе 1910 года согласие Китая.

Позиция русского правительства, изложенная в заявлении от 21. I 1910 года, сводилась к тому, что оно не видит никаких обстоятельств, свидетельствующих о нарушении с его стороны суверенитета Китая или принципов политики «открытых дверей» в Манчжурии, а потому не находит оснований для принятия предложений Нокса. Русское правительство подчёркивало, что установление международной администрации и контроля над железными дорогами в Манчжурии серьёзно повредило бы государственным и частным интересам России. Русское правительство отнеслось также отрицательно к проекту сооружения железной дороги Цзиньчжоу - Айгун, поскольку он создавал угрозу стратегическим и экономическим интересам России и находился в противоречии с обязательством Китая, данным в 1899 года, не сооружать железных дорог к северу от Пекина с помощью какого-либо иностранного капитала, кроме русского.

Отрицательную позицию в отношении Нокса плана заняла и Япония.

Вскоре русское и японское правительства потребовали от китайского правительства, чтобы оно отказалось от поддержки проекта сооружения железной дороги Цзиньчжоу - Айгун и от рассмотрения других планов, связанных с привлечением иностранного капитала в Манчжурию. Выступление России поддержала её союзница Франция. В результате этого 4. III 1910 года китайское правительство официально заявило, что будет консультироваться с Россией до предоставления железнодорожных концессий в Северной Манчжурии. Британское правительство также отказалось поддерживать проект Цзиньчжоу-Айгунской железной дороги, мотивируя свой отказ наличием англо-русского соглашения. В результате выявилась полная невозможность осуществления Нокса плана.

Основной причиной неудачи Нокса плана была отрицательная позиция России и Японии, связанных к этому времени договором 1907 года и дополнительно заключивших договор 1910 года в целях ограждения своих интересов в Манчжурии.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.