Агитпроп (БСЭ, 1926)

АГИТПРОП, Агитационно-Пропагандистский Отдел Центрального (или местного) комитета РКП(б), орган, руководящий агитационно-пропагандистской работой: выполняет задания парт, комитета в области руководства идеологической работой, направляет и контролирует просветительную деятельность Советских, профессиональных, кооперативных и других организаций (через партийцев, находящихся в руководящих органах, и через комфракции). Во времена царизма, находясь на нелегальном положении, и после февральской революции, выйдя из подполья и борясь за влияние на массы, партия уделяла много внимания и сил агитации и пропаганде (устная и печатная, демонстрации и т. д.). Партия создавала кадры работников, наряду с организационной работой отдававшихся, по преимуществу, агитационной или пропагандистской работе (группы агитаторов, пропагандистские коллективы, коллегии пропагандистов при комитетах и т. п.). Эта отрасль работы оформилась в виде отделов комитетов после завоевания власти и по окончании первого периода гражданской войны, когда новые задачи руководства государственной работой и расширявшийся размах деятельности партии требовали отчетливой дифференциации различных видов работы (организационная, по работе в деревне, военная и т. д.). Направление, цели и формы Агитпропа, естественно, тоже подверглись значительному изменению. До Октябрьской Революции главной задачей партии в области Агитпропа было политическое воспитание трудящихся (в первую очередь рабочего класса и его передовых элементов), выяснение необходимости революционной борьбы с помещичье-капиталистическим строем России. В настоящее время это политическое воспитание и просвещение направляется на укрепление пролетарской диктатуры, углубление союза рабочего класса и крестьянства, на упрочение власти советов, осуществляющих смычку рабочего класса и крестьянства, на выявление перспектив международной революции (изучение опыта Октябрьской Революции и империалистской войны, развитие международной солидарности и т. д.), на подготовку масс к сознательному участию в хозяйственном и культурном строительстве социализма. До революции партия в агитационной деятельности своей стремилась воздействовать на трудящиеся массы—в целях концентрации элементов политического недовольства и протеста против эксплуататорских классов, против помещичье-буржуазной власти; она стремилась помочь массам осознать задачи борьбы и вовлечь их в революционную борьбу. Теперь партия своей агитацией направляет усилия победившего рабочего класса и крестьянства на поддержку Советской власти во внешней и внутренней поли-тике, выражающей интересы трудящихся, на хозяйственное строительство, на усиление Коммунистического Интернационала, руководящего борьбой за коммунизм в международном масштабе (кампания по поднятию производительности труда, оживление советов, разъяснение действий и планов международного империализма, укрепление Красной армии и т. д.). К тем средствам, которыми располагала партия до революции (листовка, газета, массовка, выступление большевика-депутата в Думе), присоединилось много новых: сеть школ политграмоты, совпартшкол, комвузов, кружков марксизма и ленинизма, рабочих клубов, изб-читален, кружков политсамообразования и т. д. Под руководством пропагандистов партийные и беспартийные рабочие и крестьяне усваивают основы ленинизма, учатся связывать теорию пролетарской революции со своей повседневной работой и участием в социалистическом строительстве. Газеты и издательства, бывшие в руках идеологов помещиков и капиталистов очагами бесстыдной лжи и затемнения сознания трудящихся масс, теперь, под руководством компартии (ее агитпроп-органов), служат делу политического просвещения и воспитания народных масс. Советская школа (от первой ступени и пункта по ликвидации неграмотности до вуза),— из которой изгнаны религиозный дурман, фальсификация науки, методы начетничества, книжной схоластики, оторванной от жизни, — готовит, под руководством партии и Советских органов, политически просвещенных строителей новой жизни. Наконец, Агитпропу принадлежит общее руководство систематической работой по борьбе с враждебными пролетариату идеологическими течениями и с искажениями науки, с идеализмом и мистицизмом, политическое руководство научно-исследовательской работой коммунистов (Научно-Исследовательские институты, Коммунист. Академия, Институт Красной Профессуры и т. д.). Значительное место в работе агитпропотделов занимает политико-культурная работа среди национальных меньшинств. Эту работу под руководством Агитпропа ведут секции и их бюро: секции ведут агитационную работу среди нацменьшинств на их родном языке, выдвигают перед партией вопросы политического и культурного строительства, вытекающие из бытовых и культурных особенностей этих национальностей. Агитационные отделы комитетов (областных, губернских, уездных, районных), во главе которых стоят авторитетные члены комитетов (обыкновенно члены бюро), опираясь на агитаторские, пропагандистские и литературные силы организации, проводят соответствующие политические кампании (например, по выборам в советы, укреплению кооперации и т. д.), руководят и направляют внутрипартийную воспитательную работу по программам и планам Агитпропа ЦК. Агитационно-пропагандистской работой в ячейке руководит бюро и секретарь ячейки, опираясь на помощь райкома, укома. После XIII партийного Съезда, давшего обстоятельную резолюцию директивного характера по агитационной работе, ячейки фабрик и заводов создают у себя низовой Агитпроп — в лице выделяемого из состава бюро Агитпропа организатора. Дело агитации, бывшее до революции и в первые годы революции исключительно делом узкой прослойки подготовленных партийных интеллигентов и немногих старых революционеров-рабочих, постепенно получает опору в подрастающих и выдвигающихся рядовых рабочих. Кружки агитаторов, пропколлективы, шефкомиссии, кружки докладчиков создаются теперь на каждом сколько-нибудь крупном заводе, в них вырабатываются десятки тысяч агитаторов и пропагандистов — рабочих от станка. Партия выковывает мощную армию агитаторов и пропагандист, в лице селькоров и рабкоров, редколлегий и сотрудников стенных газет. Вокруг партии начинает вырастать слой помощников и в деревне (избачи, демобилизованные красноармейцы, селькоры, учи теля, активные передовики-крестьяне). 

Агитационный аппарат партии опирается на непрерывно растущую широкую сеть агитаторских и пропагандистских сил, в своей повседневной работе за станком, на фабрике, в беседах и т. д., ведущих агитацию за партию, за ее великие задачи, пропагандирующих идеи ленинизма. Успехи агитационной работы партии объясняются в особенности тем, что партия всегда органически и крепко была связана с рабочими массами, ее задачи и лозунги — правильно понятые и отчетливо формулированные интересы рабочих масс. Глубокая историческая правда нашей агитации и пропаганды, отвечающая величию тех исторических и мировых по значению задач, которые ставит себе партия—этот авангард пролетариата: вот в чем сила агитационной работы партии и разгадка ее мощного, организующего миллионы трудящихся масс, характера. «Ясность агитации есть основное условие. Если наши противники говорили и признавали, что мы сделали чудеса в развитии агитации, то это надо понимать не внешним образом, что у нас было много агитаторов, и было истрачено много бумаги, а это надо понимать внутренним образом, что та правда, которая была в этой агитации, пробивалась в головы всех. И от этой правды отклониться нельзя» (Ленин).

С. Сырцов.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонка. 420-423.

Понятие: