Одействотворение

ОДЕЙСТВОТВОРЕНИЕ - термин, применяемый Герценом в работах 1840-х годах для обозначения процесса превращения духа в действительность, знания в действие, в практику. Изучая философию Гегеля, Герцен обратил внимание на процесс «оформления» идеи, т. е. придания материи как инобытию духа определенной формы. Термином «одействотворение» он характеризует процесс превращения потенции, залаженной в духе, в действительность. Мысль об одействотворении идеи, мысли, сущего развивается им в «Письмах об изучении природы». В работе «Дилетантизм в науке» Герцен говорит об одействотворении своего призвания каждой личностью, которая оставляет благодаря этому печать своей индивидуальности на событиях. Целью философии нельзя считать только ведение, т. е. познание. Познание - лишь момент в целостной человеческой деятельности, которая должна завершаться каким-то действием, поступком, т. е. превращением знания в действие. В работе «Публичные чтения г. Грановского» (статья 2-я) Герцен отмечал, что одействотворение познанной истины - задача не только грядущего, но и настоящего. Он подчеркивал каждодневность процесса одействотворения в жизни личности и в развитии человеческой истории, считая его постоянным процессом воплощения личностью своего призвания, своих знаний в действие, реальным процессом воздействия ее на историю, творчеством истории.

А. Т. Павлов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 439.

Литература:

Герцен А. И. Дилегантизм в науке (ст. 4: Буддизм в науке) // Собр. соч.: В 30 т. М„ 1954. Т. 3. С. 64-87; Письма об изучении природы. Письмо второе. Наука и природа - феноменология мышления // Там же. С. 123-141; Дневник за 1844 г. // Там же. Т. 2. С. 349-350.