Икос

ИКОС — 1) господский дом в сельской местности, византийское поместье. Богатая господская усадьба XI в. в Малой Азии представляла собой, как правило, дом с куполом, опиравшимся на колонны, и с открытой верандой. Рядом с домом располагались баня с мраморными полами и амбар из двух отделений: в нижнем, включая подвал, хранились продукты сельского хозяйства, а в верхнем печеный хлеб. Имелись также особые склады для зерна, соломы и мякины, конюшни, хлевы, помещения для работников и слуг. Крыши каменных зданий крыли черепицей. Центральная зала икоса, именовавшаяся «атриум», была главным жилым помещением, служившим гостиной, а в домах попроще выполняла и функции столовой — «триклиния». В теплое время года византийцы любили есть на свежем воздухе, во внутреннем дворике дома — «перистиле», который мог быть вымощен камнем. В перистиле иногда разбивали цветники или устраивали небольшой водоем. Во внутренний дворик выходили и двери хозяйственных помещений, где в землю были вкопаны большие керамические сосуды с зерном, маслом, вином, соленой рыбой. Комнаты часто разгораживались завесами, в качестве временных перегородок. В спальнях — «кувуклиях» — кровати нередко имели балдахины для сохранения тепла и защиты от насекомых. Спали на матрасах, набитых гусиным пухом или сеном, в зависимости от достатка. Нередко вместо простыней на кроватях использовались звериные шкуры. Хозяин дома, если он был человеком образованным, мог иметь свой особый кабинет — «тавлинум». Почти вся домашняя утварь производилась на базе натурального хозяйства, поэтому мебель играла в то время сугубо прикладную роль. Самой универсальной и практичной мебелью Средневековья был сундук. Он мог одновременно служить и кроватью, и скамьей, и дорожным чемоданом.  Были и высокие сундуки с двускатной крышей, короткими ножками и дверками, по сути дела, предшественники шкафов — византийцы называли их «башенками». Наиболее тщательно изготавливалась мебель для сидения, поскольку восседали на ней преимущественно знатные особы. Чем более высокое положение в обществе занимал человек, тем выше была спинка его стула. Нередко такие кресла украшались резьбой по дереву. При этом удобству не придавалось особого значения, в то время считались испорченными люди, зависящие от удобства и роскоши; 2) песнопение, содержащее фрагмент жития святого, составная часть акафиста, чередующаяся с кондаком.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 358-359.

Понятие: