Либертарианство
ЛИБЕРТАРИАНСТВО (англ. libertarianism) - термин, характеризующий (1) семейство движений и идеологий, стоящих на позициях антиэтатистской, свободно-рыночной и анархо-либеральной политики и (2) направление современной Политической и Социальной философии. Как приверженцы политической философии либертарианства, так и участники политического движения, основанного на принципах этой философии, придают первостепенное значение индивидуальной Свободе и основополагающим правам на жизнь и собственность, ее гарантирующим; все остальные политические и общественные идеалы, могущие служить предметом индивидуального или коллективного выбора, - равенство, демократия, справедливость, солидарность и т. д. - занимают по отношению к принципу индивидуальной свободы подчиненное положение. Таким образом, в центре политической философии либертарианства находится вопрос об отношениях индивида и современного государства. В этом вопросе либертарианство отводит определяющую роль договорным отношениям между индивидами, призывая одновременно к минимизации правового регулирования их поведения со стороны государства; по сути дела, его единственной функцией становится защита индивидуальных прав, т. е. наблюдение за тем, чтобы устремления и деяния одних индивидов не нарушали законных прав других. На этом основании л. осуждает такие формы вмешательства государства в жизнь индивидов, как обязательный призыв на военную службу, цензура, регулирование цен, конфискация собственности, а также иные формы вмешательства в частную сферу.
Роль идейных источников л. исполняют самые разнообразные интеллектуальные традиции, начиная от классического либерализма (Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, Б. Констан, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др.) и идейного наследия экономистов австрийской школы (Л. фон Мизес, Ф.А. фон Хайек) до писателей (А. Рэнд) и экономистов (М. Ротбард, М. Фридмен, Г. Хэзлит), выступавших в роли защитников идеалов индивидуализма, свободно-рыночной экономики и ограничения государственного вмешательства. В качестве направления современной политической и социальной мысли либертарианство выходит на сцену в 1970-1980-е годы, что было связано с эрозией сложившегося в странах Запада после Второй мировой войны консенсуса относительно необходимости и полезности масштабного вмешательства государства в экономику и социальную сферу в целях поддержания политики экономического роста и социального равноправия.
В самом либертарианстве обычно различают два течения, одно из которых принято называть либертарианством правовым, а второе - экономическим либертарианством. Что касается л. прав, наиболее ярким выражением которого может служить книга Р. Нозика «Анархия, государство и утопия» (1974), то в нем первостепенное значение придается индивидуальным правам человека и прежде всего его праву распоряжаться собой, своим телом и способностями, а также собственностью, заработанной своим трудом. Эти права индивидов имеют безусловный приоритет над всеми обязанностями; именно их следует принимать во внимание и учитывать в первую очередь при обсуждении вопроса об отношениях индивида и государства. Не будучи сторонником последовательно анархистского идеала устройства общества, Р. Нозик ратует за «минимальное государство», которое должно отказаться от политики социального перераспределения благ и ограничиться защитой жизни, безопасности и прав собственности своих граждан.
Экономическое либертарианство имеет много общего с неолиберализмом в современной экономической мысли. Его критические импульсы направлены в первую очередь против государственного вмешательства в экономику и политики перераспределения социальных благ, проводимой государством всеобщего благосостояния. По мнению либертарианцев, масштабные процессы перераспределения приводят к ущемлению индивидуальных прав и свобод граждан, препятствуют экономическому росту и финансовому оздоровлению экономики, а также подрывают индивидуальные стимулы к труду. Либертарианцы полагают, что если вмешательство государства в экономику будет сведено до минимума, а свободной хозяйственной инициативе индивидов не будут ставиться лишние преграды, то свобода и богатство в современном мире только возрастут.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 152.