Легитимность (СЗФ.ЭС, 2009)

ЛЕГИТИМНОСТЬ (от лат. legitimus - законный, правовой) - критерий законности признания личности, общественного института или общественного порядка. Как при дескриптивном, так и при нормативном употреблении легитимности является основополагающим теоретическим, точнее - ценностно-теоретическим понятием. Оно означает обоснованность притязаний или образа действий через указание на соответствующие убедительные причины этих притязаний или действий. В зависимости от уровня и степени, эта обоснованность может также быть подразделена в соответствии с уровнем и степенью легитимности.

В качестве категории, направленной против тирании и узурпации власти, легитимность часто оказывается своего рода масштабом верно определяемого и верно применяемого права, в отличие от несправедливости и злоупотребления властью Справедливость). Доказательство оправданности того или иного образа действия или порядка называется легитимацией.

Вопросы легитимности являются основными темами моральной, социальной, правовой и политической науки (Философия права и государства). В эмпирическом плане речь идет о фактических основаниях одобрения претензий на значимость; в нормативном плане имеются в виду нравственные условия такого одобрения. В соответствии с этим источники легитимности в методологическом плане могут быть исследованы и обоснованы на двух уровнях: на уровне общественной реальности и на уровне логико-понятийной аргументации, оптимальным же образом - посредством учета обеих сфер.

Эмпирическими источниками легитимности являются традиция, ценности, позитивное право, общее согласие, взгляды большинства, авторитетные действия, ожидаемая или действительная эффективность, равно как и согласие заинтересованных лиц (volenti поп fit iniuria). Логико-понятийные же источники легитимности в своей основной форме предстают в виде цепочек теоретических аргументов, способных опровергнуть сомнение в истинной значимости, т. е. в логико-содержательной состоятельности требований значимости. Сюда добавляются и два других основополагающих различия: (1) между легитимностью, базирующейся на содержании - например, на этических (Этика) ценностях, - имеющем усеченную материальную легитимацию, и основывающейся на определенном правовом или политическом акте формальной легитимации; и (2) между так называемой input-легитимностью, основывающейся на выполнении определенных нормативных предпосылок, и так называемой output-легитимностью, соизмеряемой с определенными ожидаемыми или действительно достигнутыми результатами.

В качестве критерия законности л. обладает основополагающим политическим измерением. Наличие последнего проистекает из принципиальной потребности в одобрении и оправдании структур власти и господства. Власть является основным медиумом политики, господство - основной структурой политической системы, истолкованной через различие господствующих (в качестве осуществляющих власть) и подчиненных (тех, кого затрагивает отправление власти) в государстве. Поскольку вопросы власти и господства являются решающими политическими вопросами, в случае незначительного общественного одобрения или утраты такового в отношении профиля власти или господства в условиях той или иной политической системы ее дееспособность и стабильность не обеспечиваются (Дж. Ролз, Ю. Хабермас, Н. Луман).

В начале 20 века М. Вебер в своей социологии господства выявил три основных типа легитимации господства: рациональный, традиционный и харизматический. Рациональная легитимность покоится на вере в Легальность установленного порядка и на основанных на нем действий господства. Традиционная легитимность, в отличие от этого, основывается на повседневной вере в святость издавна действующего порядка. Наконец, харизматическая легитимность проистекает из чрезвычайной преданности в отношении святости, или героической силы, или образцовости той или иной личности и открываемым или создаваемым ею правилам.

Главными направлениями современных политико-философских построений теории л. являются теория демократии и республиканская теория (О. Хеффе, Ю. Хабермас, П. Петти). В них сделан акцент на таких основных нормативных принципах легитимации государства Нового времени, как права человека и суверенитет народа. Благодаря им легитимация господства основывается на нормативном ограничении власти. Организационная модель господства, в которой прекрасно применяются данные принципы, - это государственно-правовая демократия: учрежденное на базе основных прав человека, действующее в рамках правового государства и, соответственно, соблюдающее основные права - господство посредством народа и для народа. 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 151.

Tags: 
Понятие: