Военный коммунизм ГВиВИ, 1983)

«ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», система временных, чрезвычайных, вынужденных Гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономии, политики Советского государства в 1918—1920 годы. После победы Октябрьской революции Коммунистическая партия, руководствуясь марксистско-ленинским учением о переходном периоде от капитализма к социализму, начала перестройку экономики России, научно обоснованную В. И. Лениным в работе «Очередные задачи Советской власти». Однако развернувшаяся Гражданская война и обусловленное ею усиление разрухи хозяйственной и продовольственного кризиса вынудили РКП(б) и Советское правительство постепенно изменять экономическую политику и принимать чрезвычайные меры, исходя из конкретных военно-политических задач, но сохраняя курс на социалистическое строительство. Начиная с принятых в середине 1918 года чрезвычайных продуктовых декретов эти меры имели целью сконцентрировать в руках Советского государства необходимые материальные, продуктовые и трудовые ресурсы для наиболее целесообразного использования их в интересах обороны, для спасения трудящихся, рабочего класса от голода. «Военный коммунизм» складывался постепенно. Возникла и ещё более усилилась тенденция к организации пролетарским государством производства и распределения на следующих началах: всё промышленное производство концентрировалось в руках Советского государства (национализация не только крупной, что было предусмотрено декретом СНК от 28 июня 1918 года, но и средней и частично мелкой промышленности) и управлялось на началах строгой централизации (главкизм); излишки продовольствия крестьяне сдавали государству (продразвёрстка), которое сосредоточило в своих руках распределение промышленных и продовольственных товаров (это было возложено на Наркомпрод, кооперация привлечена в качестве его вспомогательного органа, членство в кооперации было обязательным для всего населения); продовольствие распределялось на основе принципа «кто не работает, тот не ест» по карточной системе и в виде пайка (см. Нормированное снабжение); частная торговля нормированными продовольственными и промышленными товарами запрещалась; продовольствие, предметы широкого потребления государство предоставляло трудящимся почти бесплатно (натурализация заработной платы) и без строгого учёта количества и качества произведённой продукции (уравнительное распределение), денежное обращение было заменено натуральным обменом; всё трудоспособное взрослое население в порядке трудовой повинности привлекалось к труду (милитаризация труда). «Военные коммунистические» тенденции проявлялись и в других областях государственной и культурной жизни.

Всё перечисленное составило в экономической политике Советского государства определённую систему, получившую позже (в 1921 году) название «Военный коммунизм». Высшей точки он достиг в конце 1920 — начале 1921 года, когда осуществлялась национализация мелкой промышленности на основе постановления Президиума ВСНХ от 29 ноября 1920 года. Термин «Военный коммунизм» носит образный и в значительной мере условный характер, он суммирует ряд присущих экономической политике Советского государства в 1918—1920 годы черт, лишь по форме напоминающих коммунистические начала. Этот термин не охватывает всего содержания социально-экономического развития Советской Республики того времени. Даже в кульминационный период «Военного коммунизма» осуществлялись меры «невоенно- коммунистического» характера (борьба с уравнительностью, поиски путей материального стимулирования труда, усилия по организации и расширению производства, коммунистические субботники); вынужденное пойти на крайнюю централизацию в управлении, Советское государство в то же время делало всё возможное для привлечения широких трудящихся масс к государственному управлению и укреплению принципа демократического централизма. Методы «Военного коммунизма» в экономике, государственном управлении, содействовавшие решению, в частности, задачи мобилизации необходимых материальных и людских ресурсов для разгрома врага, были и методами упрочения социалистических завоеваний и их расширения.

Они определялись линией РКП(б) на союз рабочего класса и крестьянства. Вынужденное проводить в жизнь «военно-коммунистические» меры, Советского государство осуществляло лобовую атаку всех позиций капитализма в стране.

После окончания Гражданской войны Ленин, оценивая проводившуюся в 1918—1920 годы экономическую политику, говорил: «...наша предыдущая экономическая политика, если нельзя сказать: рассчитывала (мы в той обстановке вообще рассчитывали мало), то до известной степени предполагала,— можно сказать, безрасчетно предполагала,— что произойдет непосредственный переход старой русской экономики к государственному производству и распределению на коммунистических началах» (ПСС, т. 44, с. 156). Ленин подчёркивал вынужденность «военно-коммунистических» мер, они были необходимы, чтобы победить врага (см. там же, с. 309); «В условиях неслыханных экономических трудностей нам пришлось проделать войну с неприятелем, превышающим наши силы в сто раз; понятно, что пришлось при этом идти далеко в области экстренных коммунистических мер, дальше, чем нужно; нас к этому заставляли» (там же, т. 45, с. 9). Практика «Военного коммунизма» была связана и с известными неоправдавшимися расчётами, напр. с идеей товарообмена — «...товарообмен предполагал (пусть молча предполагал, но все же предполагал) некий непосредственный переход без торговли, шаг к социалистическому продуктообмену» (там же, т. 44, с. 471). Были надежды, что удастся удержать коммунистические позиции, захваченные в результате навязанного логикой войны штурма — «...мы с налету, на гребне энтузиазма рабочих и крестьян захватили необъятно много...» (там же, т. 45, с. 88). Только после Гражданской войны стало ясно, что «...всех позиций, полученных с 1917 по 1921 год, нам не удержать» (там же, с. 10).

«Военный коммунизм» помог сокрушить буржуазию и политически, и экономически, одержать победу над интервентами и белогвардейцами. Рабочий класс благодаря мерам «Военного коммунизма» был спасён от голодной смерти, что имело решающее значение для дальнейшего социалистического строительства. «Военный коммунизм» оправдал себя, говорил Ленин, его «...надо поставить нам в заслугу» и вместе с тем указывал, что «Военный коммунизм», вынужденный войной, «...не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой» (там же, т. 43, с. 220). Ленин отмечал и ряд ошибок в проведении «Военного коммунизма». «Мы в этом отношении очень много погрешили, идя слишком далеко: мы слишком далеко зашли по пути национализации торговли и промышленности, по пути закрытия местного оборота... Мы меры не соблюли, не знали, как ее соблюсти. Но тут также была и вынужденная необходимость ...Мы зашли дальше, чем это теоретически и политически было необходимо» (там же, с. 63, 64).

В условиях революционного энтузиазма и военных побед осуществление мер «Военного коммунизма» многими воспринималось как практическое претворение коммунистических начал, как прямой переход к коммунизму. Ленин на всех этапах Гражданской войны разъяснял ошибочность идеи, будто бы пролетарское государство может непосредственно вступить в коммунизм, показывал невозможность избежать длительного переходного периода от капитализма к социализму вступления в высшую фазу коммунизма, минуя первую его фазу — социализм: «...если название „Коммунистическая партия" истолковать так, как будто коммунистический строй осуществляется сейчас, то получится величайшее из извращение и практический вред, сводящийся к пустейшему бахвальству», переход к социализму «...займет много лет в лучшем случае. Внутри этого периода наша политика распадается на ряд еще более мелких переходов» (там же, т. 40, с. 34, 104). И в годы «Военного коммунизма» Ленин показывал, что без создания материально-технической базы, основанной на крупном машинном производстве, современной технике, социализм экономически не может быть обеспечен.

С окончанием Гражданской войны и наступлением мира отпала необходимость в специфических «военно-коммунистических» мерах, применявшихся пролетарским государством, находившимся в состоянии «осаждённой крепости». Начался переход к новой экономической политике — нэпу, которая была новой по отношению к экономической политике, проводившейся в годы Гражданской войны. «А по сути дела,— отмечал Ленин,— в ней больше старого, чем в предыдущей нашей экономической политике» (там же, т. 44, с. 156).

«Военный коммунизм» не является обязательным этапом на пути перехода капиталистических стран к социализму. Не будь военной интервенции и вызванной ею хозяйственной разрухи, не было «Военного коммунизма», но, с другой стороны, каждая революционная власть, попадающая в условия, аналогичные тем, в которых оказалась Советская Республика в 1918—1920 годы, вынуждена в той или иной мере прибегать к «военнокомунистическим» мерам мобилизации сил средств для отпора врагу.

Использованы материалы изд.: Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1983, с. 107-108.