Кухулин
КУХУЛИН — основной герой преданий кепьтов Ирландии. Среди смертных ему нет равных Кухулин — сын бога Луга и Дехтире. Иначе говорят, что Кухулин рожден королем Конхобаром и его сестрой, или дочерью, Дехтире.
При дворе королей Упада некогда сложился цикл саг. Сохранено более ста саг уладов. Издревле Улад соперничал с Коннахтом [Хроники это соперничество относят на II в. до н.э. — II в. н.э. Время жизни Конхобара, короля Улада, относят к I в. до н. э. Соответственно на это время приходится земная жизнь Кухулина.]
Итак, некогда во главе Улада стоял король Ольстера Конхобар Мак Несса, сын Фахтна Фахтнаха и Найсы. Согласно одному преданию красавица Несса зачала Конхобара от друида в канун собственной свадьбы. Супруг Нессы скоро умер и за вдовой принялся ухаживать ее сводный брат Фергус Мак Рот. Несса дала согласие выйти за него при усповии, что Фергус позволит юному Конхобару год править Ольстером. Несса многому научила сына, и по про-шествии года народ предпочел правление Конхобара и отверг Фергуса Мак Рота.
Конхобар был уже далеко не молод и давно женат, когда ему довелось без памяти влю-биться в Дейдру ("Печальную"). При рождении девы друид Катбад предсказал ей будущность красивейшей женщины Ирландии, которой суждено выйти замуж за короля, но которая принесет Ирпандии много несчастий, разрушений и смертей. И случилось так, что юная Дей- дра пожилому королю Конхобару предпочла молодого война Найси. В саге "Изгнание сыновей Уснеха" об этом рассказано (35)'
"Так вот, пока Найси гулял один и пел, Дейдра выскользнула из своей комнаты и пошла по двору, норовя пройти мимо него. Сначала он не узнал ее.
- Красивая телочка прохаживается около нас, — сказал он.
- Телочки остаются телочками, пока около них нет бычков, — сказала она.
Тут Найси догадался, кто она такая.
- Около тебя есть славный бык, повелитель целого королевства, — сказал он.
- Я хочу сама сделать выбор между вами двумя, — отвечала она, — и милей мне молодой бычок — ты.
- Не бывать этому! — воскликнул он, вспомнив предсказание Катбада.
- Значит, ты отказываешься от меня? — спросила она.
- Да! — ответил он.
Она бросилась на него и схватила его за оба уха, говоря:
- Позор и насмешка на твои уши, если ты не уведешь меня с собой!
- Отойди от меня, о женщина! — воскликнул он.
- Будет так, как я хочу — сказала она".
Конхабар нашел средство погубить Найси. А Дейдра в отчаянии бросилась с колесницы, разбила голову и умерла.
О рождении Кухулина сага с одноименным названием рассказывает следующее. Однажды на поля Эмайн-Махе сели птицы неизвестной породы и принялись поедать зелень на корню. Улады в девять колесниц запрягли самых быстрых коней и помчапись на охоту. Среди уладов находились король Конхобар и его сестра Дехтире, дочь друида Катбада Птицы, поднявшись с поля, устремились к горе Фуат и на равнины Муртемне и Брега. Стая их была великолепна. Ее вела величайшая и прекраснейшая птица в мире. Птиц быпо девять раз по девять. Птичьи пары соединяли цепочки из светлого золота. Впереди летели двадцать птиц, соединенные цепочкой из красного золота. Когда стая растаяла в небесах, улады успели заметить, что три птицы полетели на юг. Но на землю уже спускалась ночь.
Конхобар и его спутники эту ночь провели в необычном доме — на первый взгляд пустом и небольшим, но всех вместившем и накормившем. Во время ужина хозяин сказал гостям, что жена его рожает и было бы хорошо, если девушка с белой грудью, Дехтире, поможет ей. Скоро на свет появился мальчик. И в ту же ночь статная кобыла родила двух жеребят, тут же подаренных младенцу. Когда утром улады проснулись на равнине, они не увидели ни дома, ни птиц. В Эмайн-Маху улады возвратились с младенцем и двумя жеребятами.
Дехтире воспитала мальчика. Он вырос, но на него напала болезнь, и он умер. В Эмайн-Махе его сильно оплакивали, а больше всех печалилась Дехтире. Три дня она не вкушала ни питья, ни пищи. А когда ею овладела неодолимая жажда, она поднесла к губам чашу. И Дехтире показалось, что ей в рот хочет прыгнуть крошечный зверек. Дехтире дунула. Ей снова подали чашу и ... когда Дехтире глотнула, ей в чрево проскользнул зверек. В ночном сновидении перед Дехтире предстал муж, возвестивший, что она зачала от него. В саге "Рождение Кухулина" сказано:
"- Это я создал птиц, — сказан он ей. — Я побудил вас гнаться за птицами до того места, где я создал дом, приютивший вас. Я создал и женщину, мучившуюся родами; я же принял облик мальчика, который там родился, и меня воспитала ты; это меня оплакивали в Эмайн-Махе, когда мальчик умер. Но теперь я снова вернулся, проникнув в твое тело в виде маленького зверька, который был в питье. Я — Луг Длинной Руки, сын Этлена, и от меня родится сын, ныне заключенный в тебе. Сетанта будет его имя".
Дехтире забеременела. К ней посватался Суалтам Мак Рота. И Конхобар отдал ему сестру. А улады поговаривали, что возможно Дехтире забеременела от Конхобара, ибо она часто спала около брата.
Младенец, рожденный Дехтире, был величиной с трехлетнего ребенка. Мальчика назвали Сетантой. Отец Дехтире, друид Катбада, предсказал, что Сетанта станет великим воином, но мир покинет молодым.
Однажды, еще оставаясь ребенком, Сетанта у ворот дома кузнеца Куланна подвергся нападению громадного пса. В тот вечер кузнец устроил пир в честь короля Конхобара Мак Несса. Сетанта разбил голову чудовищного пса о столб ворот и предложил себя кузнецу Куланну в качестве охранника, пока не будет подобран новый пес. Изумленный происшедшим, кузнец отклонил предложение мальчика. С той поры Сетанту стали называть Кухулином.
Подрастая, Кухулин жил при дворе Верховного короля Ирландии и скоро превзошел свер-стников силой и ловкостью. Кухулин излучал внутренний свет, унаследованный от божественного отца Луга.
Первыми противниками Кухулина были Фойл, Фаннел и Туахелл с многочисленными сто-ронниками. Все они пали от руки Кухулина. И это несмотря на предсказание друида Катбада о том, что тот, кто в определенный день примет первый бой, проживет недолго. Сражаясь, Кухулин поддавался особому состоянию, тело его трепетало подобно листу на сильном ветру, и не было ему равных, ибо ярость его была подстать силе.
Однажды, примчавшись на увешенной головами врагов колеснице в Эмайн-Маху, Кухулин, впав в бешенство, принялся вызывать на бой всех. Его остановила королева Ольстера Мугаин. Ею из города было выслано стопятьдеся г обнаженных женщин. Они несли три громадных бочки с водой. Когда женщины посадили Кухулина в первую бочку, она взорвалась. Вода во второй бочке от ярости Кухулина вскипела. А в третьей бочке вода только сильно разогрелась.
Кухулину понравилась Эмер, дочь Фогала, чей замок высится недалеко от Дублина. О женитьбе Кухулина на Эмер повествуется в саге "Сватовство к Эмер". В эпоху короля Конхобара Ирландия благоденствовала. Улады жили в мире, достатке и справедливости. И было вдоволь плодов земли и даров моря.
Королевский дом в Эмайн-Махе в саге "Сватовство к Эмер" описан так:
"..., Красная ветвь Конхобара [дом короля, выстроенный из красного тиса], — совсем наподобие Медового Покоя в Темре [Тара — древняя столица Ирландии]. Девять полатей было от очага до стены. В тридцать пядей высоты были стены этого дома. Резьба по красному тису украшала их. Снизу был деревянный пол, сверху — черепичная крыша. В передней части покоя было ложе Конхобара, с серебряным основанием и бронзовыми столбами. Верхушки столбов сверкали золотом и были усыпаны самоцветными камнями, так что и днем и ночью было одинаково светло вокруг ложа. Сверху же над королем, со стропил крыши, спускалась серебряная доска, издававшая звон. Когда Конхобар ударял в нее своим королевским жезлом, все улады умолкали. Двенадцать отделений для двенадцати повелителей колесниц были расположены вокруг полати короля".
Прекрасные мужи собрались вокруг Конхобара, но всех превосходил Кухулин. И женщины Улада любили Кухулина не только за ловкость, ум, и смелость, но и за сладость речи, за красоту лица, за прелесть взора. В глазах Кухулина было семь зрачков — четыре в одном глазу и три в другом. На руках и ногах Кухулина было по семь пальцев. Многим был наделен Кухулин, и среди прочего мудростью и даром пророчества. Но было у Кухулина три недостатка — он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен. Мужи Ирландии, смущенные тем, что их жены и дочери без меры влюблены в Кухулина, сообща решили разыскать девушку в невесты Кухулину. Кроме того, ирландцы, страшась гибели юного и мужественного героя, желали, чтобы Кухулин возродился через потомков. Невесты не сумели отыскать и девять посланных на поиски мужей возвратились к Конхобару ни с чем. Тогда Кухулин, вместе с Лойгом, сыном Риангабаира, взошел на колесницу, за которой кони Улада не могли угнаться из-за ее невероятной быстроты, и помчапся в Сады Луга, к Эмер, дочери Форгала Хитрого.
Эмер обладала шестью дарами, делавшими ее достойной Кухулина: даром красоты, пения, сладкой речи, шитья, мудрости и чистоты. Кухулин посватался к Эмер. Приведу описание колесницы и ее хозяина Кухулина, пожаповавшего на ней к своей избраннице:
"Еще вижу я колесницу из лучшего дерева, из витых ивовых прутьев, катящуюся на колесах из белой бронзы. Высоки борта ее из звонкой меди, закругленные, прочные. Крепка кривая дуга, вся из золота. Две прочных плетеных желтых вожжи. Столбы на колеснице — крепки, прямы, как лезвие мечей. На колеснице вижу я темного хмурого человека, самого красивого из всех мужей Ирландии. На нем прекрасная алая рубашка с пятью складками, скрепленная у ворота, на белой груди его — пряжка накладного золота; грудь его, вздымаясь, звучно бьется о пряжку. Сверху плащ, белый с вплетенными нитями, красными и огнен- но.золотыми. Семь драконовых камней в глубине глаз его. Две голубовато-белые, как кровь красные щеки, надуваясь, мечут искры и языки пламени. Луч любви горит во взоре его. Словно жемчужная волна во рту его. Черны как уголь брови его. На бедре его меч с золотой рукоятью. К медному борту колесницы прикреплено красное, как кровь, копье с лютым, ярым наконечником на деревянном, хорошо слаженном древке. На плечах его алый щит с серебряным бортом, украшенный золотыми фигурами животных".
Хитрый Форгал посоветовал Кухулину дабы добиться уважения подобающего великому войну, отправиться в Шотландию, на учебу к Домналу Воинственному и к Скатах. На самом деле Форгал не желал свадьбы Кухулина и Эмер. Форгал страшился дикой ярости Кухулина, полагая, что может от нее погибнуть.
Кельты Ирландии издревле Британию называют Альбе. Но чаще под Альбе ирландцы понимают Шотландию. Когда Кухулин со спутниками пришел к Домналу в Альбе, Кухулина
полюбила дочь Домнала Дорнолла. Девушка была некрасива, и, когда Кухулин отверг ее, она поклялась отомстить.
Домнал заявил Кухулину и его спутникам, что обучение боевому искусству не будет полным и завершенным без посещения Скатах, живущей на востоке Альбы. Конхобар король Улада и Лонгайре Сокрушитель покинули Кухулина, предпочитая вернуться в Эмайн-Маху, и в этом деле не обошлось без злых чар, насланных врагами Кухулина. После долгого и полного опасностей пути Кухулин, миновав Равнину Несчастья и Опасную Долину, прибегнув к помощи катившихся впереди колеса и яблока, достиг места сбора учеников Скатах. Кухулин спросил учеников — как попасть к Скатах, и ему указали на остров, на который вел "Мост Срыва". Одолеть "Мост Срыва" в силах лишь тот, кто совершил деяния великой доблести. Оба конца моста опущены к низу, а середина высоко возносится. Когда кто-либо ступает на мост, противоположный конец, вздымаясь, сбрасывает идущего прочь. Кухулин был трижды сброшен с моста, пока, наконец, раздраженный смехом зрителей, не исказился чудесным образом от ярости и прыжком лосося не достиг середины моста. Так Кухулин перебрался на остров Скатах. [Кельтское предание о "Мосте Срыва" имеет широчайшие индоевропейские параллели, и это указывает на его глубокую древность.]
Уатах, дочь Скатах, восхитившись красотой Кухулина, полюбила его и решила выйти за него замуж. [Уатах — буквально означает "Ужасная".]
Тем временем в Ирландии Форгал Хитрый просватал Эмер за Лугайда, молочного брата Кухулина. Но когда Лугайд узнал о любви Эмер к Кухулину, он отказался от женитьбы, страшась молочного брата
Скатах вела войну с Айфе. Кухулин сразился с Айфе, и когда противница оказалась лежащей на земле, под лезвием занесенного меча, она воскликнула — "жизнь за жизнь, о Кухулин!" Айфе пообещала Кухулину исполнить три его желания — дать Скатах заложников и более с ней не воевать, а также Айфе должна стать женой Кухулина перед ее замком грядущей ночью и родить Кухулину сына,
Айфе зачала от Кухулина сына. Для сына Кухулин оставил Айфе золотое кольцо и сказал, чтобы она отправила сына искать отца в Ирландию, когда кольцо будет в пору на палец. Еще Кухулин наказал сыну, названому Кондлой, никому не говорить о своем происхождении, никому не уступать дороги и ни с кем не отказываться от боя. На этом Кухулин расстался с Айфе.
У Скатах Кухулин усвоил: "прием с яблоком, прием боевого грома, прием с клинком, прием движения навзничь, прием с копьем, прием с веревкой, прыжок кота, прыжок лосося, метание шеста, прием вихря смелого повелителя колесницы, прием удара рогатым копьем, прием быстроты, прием с колесом, прием сильного дыхания, геройский клич и встречный удар, бег по копью и стоянку на острие его, прием косящей колесницы, геройский изгиб острия копья".
"Привет тебе, о герой победоносный! При похищении коров из Брега Много единоборств ты выдержишь, О славный повелитель колесницы!
Великие опасности ждут тебя: Ты один сразишься с огромным войском, Воинов из хищного Круахана Ты один рассеешь своею рукой.
Твое имя дойдет до мужей из Апьбы, Твоя слава достигнет дальних краев. Тридцать лет — вот предел твоей доблести, Больше этого не сулю я тебе."
Когда Кухулин вернулся в Ирландию, Форгал не пожелал отдать ему в жены Эмер и по-платился за это, вместе со многими своими людьми, жизнью. Кухулин ввел Эмер в Дом Крас-
Перед расставанием Скатах предсказала Кухулину будущее:
ной Ветви короля Конхобара и сделал ее своей женой. С той норы до самой смерти Кухулин и Эмер были неразлучны
Велик перечень совершенных Кухулином подвигов. Кухулин был провозглашен непобе-димым воином, героем Ирландии, после того как выиграл состязание с отсечением головы. Кухулин, прибегнув к помощи рогатого копья с тридцатью остриями, поверг могучего воина Фердиада.
Последнее сражение Кухулин дал армии коннахтской королевы Медб. Накануне сражения дочери рода Калатина, прибегнув к волшебству, иссушили плечо и руку Кухулина. Кроме того, пять дней защитники Ольстера страдали от родовых мук, насланных проклятием Махи. И ранее Кухулин отверг предложение любви воинственной богини Морриган и лишился ее поддержки Даже бог сопнца Луг не смог помочь Кухулина. Возничего Лаэга пронзили копьем. А Кухулин был поражен в живот и Луг не смог залечить раны, ибо она была ужасна. Умирая, Кухулин привязал себя к камню. Морриган, обернувшись вороном, села на плече бездыханного Кухулина. Противники отсекли Кухулину голову, вместилище души, и правую руку. Позже голову и руку Кухулина отбил его молочный брат Коналл.
Сага "Смерть Кухулина" завершается словами:
"...душа [Кухулина] явилась пятидесяти женщинам королевского рода, которых его выезд на бой поверг в скорбь. Предстало зрелище невиданное: колесница Кухулина в воздухе, над Эмайн-Махой; и стоя на ней Кухулин мертвый, пел:
- О Эмайн-Маха! О Эмайн-Маха!
Великое, величайшее сокровище!".
Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 47-51.