Православный церковный календарь (Мчедлов, 1999)

Православный церковный календарь — система счета времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников (см. Праздники Православной церкви) и постов (см. Посты в православии) годичного цикла, а также соответствующих им богослужений.

С принятием христианства в 10 веке Киевская Русь стала использовать применявшийся в Византии юлианский календарь, именуемый так в честь Юлия Цезаря, и летосчисление начало вестись от "сотворения мира", т. е., по церковному преданию, за 5508 лет до Рождества Христова, или новой эры. Год начинался с 1 марта, когда приступали к весенним земледельческим работам. В середины 14 века РПЦ в соответствии с определением I Вселенского (Никейского) собора (325) перенесла начало церковного года на 1 сентября.

В 16 веке в Западной Европе было обнаружено, что юлианский календарь отстает от астрономического (солнечного) времени, и папа римский Григорий XIII в 1582 году, чтобы уравнять церковный год с астрономическим, велел пропустить 10 дней. Исправленный календарь был назван по его имени — григорианским.

Указом Петра I в 1700 году в России было введено летосчисление от Рождества Христова и начало года с 1 января. Однако РПЦ сохранила прежнюю дату начала года  — 1 сентября. С нее и начинается весь годичный круг церковных праздников, постов, евангельских чтений в РПЦ. В 1918 году в России был введен григорианский календарь (так называемый новый стиль). Но РПЦ до сих пор придерживается старого стиля, хотя большинство автокефальных православных церквей перешли на новый стиль. После Октябрьской революции 1917 года на этот календарь перешли некоторые православные церкви, сохранив, однако, старые правила высчитывания дня Пасхи (благодаря чему в наше время все православные церкви (кроме Финляндской) празднуют вместе Пасху и праздники пасхального цикла). Юлианский календарь сохраняется ныне в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской и — частично — в некоторых других православных церквах. Поэтому в употребляемых сегодня православных церковных календарях принято обозначать праздники двумя датами: по старому и (в скобках) по новому стилю. Поэтому, например. Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января), т. е., например, в Румынской церкви, принявшей новый стиль, Рождество приходится на 25 декабря нового календаря и празднуется вместе с западными христианами, а в Русской церкви — 25 декабря старого стиля, что соответствует 7 января нового стиля. Переход части православных на новый календарь до сих пор вызывает серьезные споры и даже церковные разделения. В 20 и 21 веках разница между календарями составляет 13 дней.

Самых значительных праздников в православной Церкви — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. Существуют праздники неподвижного цикла (приходящиеся на строго определенную дату) и подвижного. Церковный год начинается с сентября.

Праздники неподвижного цикла:

Рождество Богородицы — 8(21) сентября;

Воздвижение Креста Господня — 14(27) сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);

Рождество Христово, величайший после Пасхи правосл. праздник — 25 декабря (7 января);

Богоявление, или Крещение Господне — 6(19) января;

Сретение Господне — 2(15) февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы — 15 марта (7 апреля);

Преображение Господне — 6(19) августа;

Успение Божией Матери — 15(28) августа.

Праздники подвижного цикла:

Величайший православный праздник — Светлое Христово Воскресение (Пасха) не входит в число двунадесятых праздников и должен всегда отмечаться в воскресенье. Дата Пасхи высчитывается по особым правилам, определенным на I Вселенском соборе в Никее в 325 году. Пасха Христова отмечается целую неделю. В это время совершаются торжественные богослужения и крестные ходы. Пасхе предшествует длительный (48-дневный) и строгий Великий пост — время усердного покаяния и особых богослужений. На последнее воскресенье Великого поста приходится двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). После Вербного Воскресенья начинается Страстная седмица (неделя), воспоминание Страстей Господних.

На сороковой день после Пасхи приходится двунадесятый праздник Вознесения, всегда падающий на четверг. В этот день Христос, который после Воскресения многократно являлся ученикам, вознесся на Небо.

Пятидесятый день после Пасхи — Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов.

Кроме Великого поста есть еще три многодневных поста. Петров пост начинается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и продолжается до праздника ап. Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продолжительность его в разные годы различна. Успенский пост длится две недели — от 1 (14) августа до Успения 15(28) августа. Рождественский (Филиппов) пост — сорокадневный, от 15(28) ноября (следующий день после дня памяти ап. Филиппа) до Рождества Христова. Кроме многодневных постов есть и однодневные — почти все среды и пятницы.

Согласно христианскому обычаю, при крещении человек получает имя одного из святых. В день памяти святого он празднует день ангела, или именины. Ангелом в данном случае называется не ангел-хранитель, пекущийся о каждом крещеном, но святой покровитель. Святые разделяются на лики или чины: пророки, апостолы (ученики и первые проповедники Христовы), равноапостольные, благоверные (цари и царицы, князья и княгини), святители (святые епископы), священномученики (мученики в сане епископском или пресвитерском), мученики и мученицы (отдавшие жизнь за веру), преподобномученики и преподобномученицы (мученики-монахи), исповедники (пострадавшие за веру, но не до смерти), преподобные (святые монахи и монахини), блаженные (чаще всего так называют юродивых, т. е. свяьых, берущих на себя вид безумных), праведные (см. Культ святых в православии).

В. А. Никитин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 371-373.

Понятие: