Ислам и культура

Влияние ислама на российскую и мировую культуру огромно. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своей Рекомендации 1162 (1991) "О вкладе исламской цивилизации в европейскую культуру" отмечала, что "ислам оказывал в течение веков, в различных формах, влияние на европейскую цивилизацию и повседневную жизнь", "новая Европа тоже все более и более подвергается воздействию ислама", однако "европейцы плохо осознают ценность его прошлого вклада и позитивную роль, которую он может сыграть сегодня в нашем обществе".

В средние века ислам стал своеобразным "вместилищем культурных ценностей", накопленных народами Азии и Европы в предшествующие периоды. Такое положение мусульманские мыслители не без основания связывают с установками Корана на признание предшествовавших исламу религий и на изучение окружающей среды. Отсюда открытость раннего мусульманского общества и интерес к самым различным культурам Запада и Востока. Исламизированные народы передали Европе и переводы произведений великих мыслителей древности, и комментарии к ним, и оригинальные научные труды по самым различным отраслям знаний, достижения материальной культуры. Многие современные термины ("алгебра", "алгоритм", "химия" и др.) и отрасли науки обязаны своим происхождением мусульманским ученым. Английский исследователь Джорж Сартон в книге "Введение в историю науки" делит всю историю науки на полувековые периоды, каждый из которых связывает с той или иной центральной для того времени фигурой. Так, период 450—400 годов до н. э. он называет полустолетием Платона, за к-рым следуют периоды китайских ученых (Юань Цзаня и И Чиня), а с 750 по 1100 годы, в течение целых 350 лет, идут полувека ученых мусульманской культуры: Джабира, Хорезми, Рази, Масуди, Вафы, Бируни и Омара Хайама — арабов, тюрок, афганцев, персов — химиков, врачей, географов, математиков, физиков и астрономов. Лишь после 1100 года в книге Дж. Сартона появляются первые европейские имена — Герард Кремонский, Роджер Бэкон и др., однако на протяжении еще 250 лет им приходится делить лавры с такими мусульманскими учеными, как Ибн Рушд, Насирэддин Туси и Ибн Нафис.

Начав проникать на территорию нынешней РФ уже в первый век своего существования (7 век), ислам все более усиливал влияние на духовную жизнь населяющих ее народов (через мечети, семью, школу, судебную систему), пока не охватил все стороны личной и общественной жизни. Служители ислама участвовали в формировании и развитии национальных языков, письменности, литературы. Возникшая с приходом ислама система народного образования целиком находилась в ведении мусульманских религиозных организаций. Почти в каждом населенном пункте при мечети функционировала начальная конфессиональная школа — мектеб. Кроме того, в районах традиционного распространения ислама в России действовало множество средних и высших конфессиональных учебных заведений — медресе.

Вместе с исламом к народам Кавказа и Поволжья пришел и арабский язык, являющийся великим орудием культуры, ключом к огромным ее богатствам. На арабском языке уже тогда существовала обильная литература, охватывающая мн. отрасли естественных и гуманитарных наук: астрономию, математику, физику, химию, географию, историю, логику, философию и др. На протяжении столетий в районах распространения ислама в нашей стране арабский язык был не только языком богослужений, но и языком науки, литературы, делопроизводства, дипломатии. Через арабоязычную литературу на Кавказ, в Поволжье, другие районы проникали идеи античных мыслителей. Что же касается произведений выдающихся поэтов и ученых Востока, то они изучались в медресе. Это оказывало существенное влияние на творчество татарских, башкирских, северокавказских ученых, писателей, поэтов, на формирование взглядов просветителей. Арабская графика стала базой формирования письменности мн. народов Кавказа, Поволжья и других регионов. С ее использованием создано большое количество работ в различных областях науки и культуры.

Распространение ислама привело к тому, что культура воспринявших его народов Кавказа и Поволжья пришла в тесное взаимодействие с культурой исламского мира, что благотворно сказалось на развитии производства, торговли, системы управления, общественной мысли, архитектуры, музыки, народного образования. Вобрав некоторые элементы местных ритуалов, обрядов, традиций, ислам создал разностороннюю систему обрядности, которая воспринимается населением как неотъемлемая часть национальной культуры. Нравственные нормы ислама, особенно в той их части, которая является отражением общечеловеческих моральных ценностей, стали надежными регуляторами взаимоотношений между людьми. В советское время государственная политика атеизации различных сторон общественной и личной жизни граждан имела одной из своих целей воспрепятствование влиянию исламской культуры на светскую национальную культуру. Падение тоталитарного режима положило конец такой политике и открыло возможности для бурного роста интереса населения к религ. культуре. В районах традиционного распространения ислама это проявляется не только в возрождении религиозных обрядов, праздников, нравственных ценностей, традиций милосердия и благотворительности, но и в строительстве мусульманских архитектурных ансамблей, мечетей, медресе, надмогильных сооружений, в активном вхождении исламских мотивов, сюжетов, символов в произведения литературы, в национальное изобразительное искусство.

А. А. Нуруллаев

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 126-129.

Понятие: