Провиденциализм (Митрохин, 1990)

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentia — провидение) религиозная интерпретация истории как осуществления божественного плана, промысла божия, спасительно направляющего ее на достижение царства божия и недоступного человеческому пониманию («пути господни неисповедимы»), провиденциализм неразрывно связан с телеологией, фатализмом и эсхатологией. Протестантский вариант аровиденциализма, основанный на «Граде божием» Августина, разработан Лютером в его полемическом сочинении «О рабстве воли», направленном против Эразма Роттердамского. Особое развитие и влияние протестантского провиденциализма получает в кальвинизме, в котором провидение неотъемлемо от предопределения, согласно принципу «бог работает через человека». Провиденциализм в том или ином виде присутствует сегодня во всех протестантских концепциях истории — как ортодоксальных (У. Фитч, М. Микс, М. Марти и др.), так и модернистских (теология надежды Ю. Мольтмана, теология утопии Г. Ваханяна, экзистенциальная «теономия» П. Тиллиха, пессимистического эсхатологизм Р. Нибура и т. д.). Основной чертой современного протестантского провиденциализма является постоянно возобновляемая попытка примирить фатализм с допущением человеческой свободы и инициативы в социально-исторической сфере.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 203.