Нестяжатели (Маслин, 2014)

НЕСТЯЖАТЕЛИ - сторонники религиозного течения, сформировавшегося во 2-й половины XV века и просуществовавшего до середины XVI века. Первым крупным идеологом нестяжателей был Нил Сорский. продолжателями его учения стали Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, примыкал к нестяжателям и Максим Грек. Движение нестяжателей тесно связано с деятельностью «заволжских старцев» - так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах. Нестяжатели выступали против втягивания церкви в мирские дела, против ее обмирщения, ведущего, по их мнению, к забвению ее роли как духовного пастыря. Дело монахов не заботиться о жизни мира, а сосредоточиться на совершенствовании своей души; для этого, полагали нестяжатели, они должны порвать с миром, жить в уединении и предаваться молитве. Уйдя из мира, монахи не вправе ничего брать из него, даже подаяния, целиком и полностью полагаясь на свои силы и обеспечивая свое пропитание и удовлетворяя нужды своим трудом, ремеслом. Поэтому нестяжатели выступали против монастырского землевладения, которое вовлекает монахов в мирские дела, не позволяет им целиком уйти в созерцательную («умную») молитву. Вообще крупные монастыри, считали нестяжатели, не создают условий для преображения души, поэтому они жили в скитах по 2-3 человека в удалении от населенных пунктов. Нестяжатели много внимания уделяли изучению «божественного писания», не только Библии, но и сочинений учителей церкви. Это были в целом образованные и углубленные в себя люди, посвятившие жизнь служению Богу. Для них характерны внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и вообще веротерпимость, отказ от навязывания внешних форм благочестия. «Заволжцы» были противниками пышного и богатого церковного убранства, вообще всякой «внешности». Монах-инок должен довольствоваться только самым необходимым и все внимание сосредоточивать на исправлении души. «Правда умного делания» - вот суть нестяжателей. Несмотря на стремление уйти из мира, преодолеть всякое «миролюбие» и уединиться в безмолвии и тишине для «умной молитвы», нестяжатели помимо своего желания были втянуты в мирскую жизнь и даже в политическую борьбу. Их идеология «бессеребреничества» и отрицание монастырского землевладения была использована великокняжеской властью в ее противостоянии русской церкви. Иван III, планируя секуляризацию церковных земель (а эти земли составляли почти третью часть всей государственной земли), стал инициатором выступления на соборе 1503 года Нила Сорского, предложившего ликвидировать право монастырей на землевладение. Это предложение нашло поддержку у большой части собора. Уже покинувший собор Иосиф Волоцкий срочно вернулся, и ему с трудом удалось отстоять монастырское землевладение. В результате борьба иосифлян и нестяжателей сильно обострилась. После смерти Нила Сорского иосифлянам удалось привлечь на свою сторону Василия III, который стремился найти в церкви союзника в борьбе против удельных князей за укрепление великокняжеского московского престола. Опираясь на великокняжескую власть, иосифлянам удалось склонить собор 1525 года на осуждение Максима Грека, а на соборе 1531 года был осужден ближайший соратник Нила Сорского Вассиан Патрикеев. В 1553- 1554 годы уже при Иване IV, были осуждены «за ереси» многие нестяжатели и взявшие верх иосифляне практически опустошили скиты «заволжских старцев». Нестяжательство как религиозное течение на Руси фактически прекратило свое существование.

А. Т. Павлов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 411.

Литература:

Казакова И. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV- начала XVI века. М.; Л., 1955; Лурье Я С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в М.; Л., 1960: Клибанов А. И. Реформационные движения в России XIV- первой половине XVI в. М., 1960; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960: Она же. Нестяжательство и ереси // Вопросы научного атеизма. Вып. 25; Атеизм, религия, церковь в истории СССР. М., 1980; ЗаиалеевА. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л., 1987; Громов М. Н. Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.. 1990; Громов М Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001.

Понятие: